Люди пережившие клиническую смерть

Известны случаи, когда в состоянии КС люди встречают умерших родственников или друзей еще до того, как осознают, что умерли. Сэр Уильям Барретт, автор книги «Видения на смертном ложе», записал случай с одной женщиной, «увидевшей», будучи на грани смерти, что ее ждет умершая сестра, хотя она еще не знала о ее смерти. Эту новость от женщины скрывали.

Многие люди, когда обнаруживают, что «парят» в воздухе, не сразу признают тело, лежащее внизу, своим. Наше представление о внешности складывается из зеркальных отражений и фотографий, но никто не представляет, как он выглядит мертвым. Если бы видения КС не были ничем большим, кроме фантазии, то люди бы сразу признавали себя.

Пациенты сообщают, что в бестелесном состоянии они могут проходить сквозь стены в другие части здания. Моуди приводит случай, когда женщина, будучи в предсмертном состоянии, как она потом сообщила, увидела, что в другой части больницы находилась ее дочь и на ней был плащ, который ей не идет. Это потом подтвердил один из родственников. Некоторые люди могут передать целые реплики из разговоров в операционной и в других комнатах и сообщить о виденных медицинских процедурах. В литературе описано много таких примеров. Скептики же утверждают, что сознание «слышит» эти звуки и «дорисовывает» видимый образ.

Дети в клинической смерти

Очень маленькие дети тоже видят такие явления. Но у них-то нет предварительных знаний, из чего состоит КС, вряд ли они ожидают, что умрут, и почти не знают своего изображения. Они более свободны, чем взрослые, от культурной и религиозной оранжировки.

Например, в одном из случаев, произошедшем в 1983 г., как нам сообщили, оперировали ребенка пяти лет по поводу установки искусственного клапана сердца. По свидетельству его матери и дежурной санитарки,ребенок очнулся от наркоза с одним навязчивым вопросом: «Мама, почему доктора не отвечали мне, когда они клали в меня эту штуку?.. Я был на потолке и смотрел». Мальчик описал не только процедуру, которую до того момента не видел, но и искусственный клапан, хотя он был еще очень мал, чтобы знать о таких вещах, и перед операцией ему его не показывали.

Если ребенок передает лишь свои галлюцинации, то откуда они могут быть такими точными?

Во многих случаях была установлена смерть пациента по известным на сегодняшний день симптомам. Сердце прекращало биться, мониторы электроэнцефалографа показывали ровную линию, зрачки глаз прекращали реагировать. Человек пребывает в таком состоянии дольше пяти минут, после чего, мы считаем, в мозгу происходит необратимый процесс. Иногда, даже через несколько часов, странная история — пациент оживает.

Хотя культурное окружение и играет роль в том, как люди описывают свои ощущения, видения КС не являются поддержкой религии. Часто они наоборот заставляют человека отвернуться от массовых религий, так как их представление Неба не совпадает с увиденным.

Видения клинической смерти — последствие расстройства мозга?

Видения клинической смерти не вызываются расстройством рассудка. Страдающие шизофренией испытывают депрессию, отчаяние и безнадежность в отличие от переживших КС, которые после виденного могут обладать еще более высокими способностями, чем раньше. Лишь у очень малого количества людей после КС не возникает положительных мотивов. На самом деле, если КС готовит человека к настоящей жизни в будущем (мало кто после КС не меняется в лучшую сторону), возникает вопрос: будет ли это являться дальнейшим развитием? Стоит ли нам ожидать в будущем более частых случаев КС как своеобразной психической подготовки или же это состояние всегда проявляется в критических ситуациях? Впрочем, кажется, нет никаких доказательств, что это явление связано с каким-то определенным возрастом и действительно так широко распространено, как можно предположить.

Симптомы, описанные страдающими эпилепсией, также не совпадают с видениями во время клинической смерти. Единственным исключением является «просмотр жизни», который, кажется, имеет отношение к «пусковым механизмам» мозга.

Наркотики?

Сторонники этой теории утверждают, что видения КС — не фантазии, навеянные наркотиками. Между 1971 и 1977 гг. Рональд К. Сигель проводил опыты на добровольцах, которым давали разнообразные лекарства, вызывающие галлюцинации. Ответы о составных частях КС были разными: наибольшее число раз совпадало описание «туннеля». Однако так как большинство лекарств вызывали у людей усиление внушаемости, то это неудивительно. Сигель, в конце концов, оставил мысль, что видения в момент КС вызываются галлюцинациями, и перешел к другим гипотезам.

Люди, пережившие КС, единодушно отмечают реальность происходящего, непохожего на сон. Во время галлюцинаций должна наблюдаться электрическая активность в мозгу, но когда электроэнцефалограмма показывает совершенно прямую линию (популярный фильм об исследователях КС называется «Flatliners»), а мозг определен как «мертвый», галлюцинаторная активность теоретически невозможна. Однако зафиксировано несколько случаев, когда электроимпульсы были так слабы, что даже машина не могла их записать.

Кислородное голодание?

Предполагаемая гипотеза о существовании связи между кислородным голоданием и КС не нова. Еще с 1920-х гг. хорошо известны результаты нехватки кислорода для мозга. Над добровольцами проводились разнообразные опыты в герметичных камерах, где постепенно понижали содержание кислорода. При таких условиях резко ослабевали физические и умственные способности, возникали конвульсии, наблюдались замедленность соображения и заторможенность, ухудшалась память. Галлюцинаций не возникало. Таким образом, абсолютная ясность и реальность виденного во время клинической смерти не могут быть результатом кислородного голодания.

В целом, создается впечатление, что КС — распространенное, последовательное и предсказуемое явление, почти беспрецедентное в рамках паранормального. В недалеком прошлом оно стало надеждой исследователей на реальное доказательство жизни после смерти. Впрочем, если это и не удастся сделать, все равно феномен КС многое добавляет для постижения современного человеческого разума.

Как таковая, КС — последняя граница исследования этой туманной загробной жизни.

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.