Словарь символов: ВОСЬМИЗНАЧНОСТЬ

with Комментариев нет

ВОСЬМИЗНАЧНОСТЬ — символикокосмологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену (ныне поарабски — Ешмунен), эллинистического города Гермопо лис (Города восьми). В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женскомужской дуалистической системы. Нун и Наунет были первобытной водой в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли бесконечное пространство, Кут и Каукет — тьму, Амон и Амауит — таинственное (пустоту).

Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса. О значении этой «гермополитанской космологии» говорит тот факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским богом в Фивах. Восемь Бессмертных — образы китайской традиционной символики. Они живут на островах блаженных. Чжан Голао был первоначально летучей мышью, которая затем превратилась в человека. Он носил полую бамбуковую трубочку (шумовой инструмент), часто также перо феникса и персик, дающий долгую жизнь.

Восьмизначность: Традиционные символы Восьми Бессмертных — веер, меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок

Хань Чжунн был алхимиком, который мог превращать ртуть и свинец в «желтое и белое серебро», обладал философским камнем и мог ходить по воздуху; Хань Сянцзы мог заставить быстро расти цветы; его атрибут — флейта; Хэ Сяньгу — это женщина, которая носит магический цветок лотоса; Лань Цайхэ иногда понимается как андрогин и носит корзиночку с цветами или фруктами, а порой и флейту; Те Гуайли носит клюку, как Сатурн в западной астрологической символике. Его тело ошибочно было кремировано, в то время как его душа еще блуждала вокруг, так что он должен был даже принимать вид хромого нищего. Его атрибут — кабачок, из которого вылетает летучая мышь. Люй Дунбин носит меч, поражающий демонов. О нем рассказывают, что он вместо платы за гостиницу нарисовал на стене двух журавлем, которые привлекали многих постояльцев, но журавли улетели, когда долг за проживание был погашен.

Цао Гоцзю — покровитель артистов, носит изысканную одежду и обычно держит кастаньеты в руке. Чаще всего они изображаются вместе сидящими на террасе и приветствующими только что прилетевшего на журавле ХоуЦзиня, бога долгожительства. Это излюбленные образы даосской иконографии. См. Счастья боги, Числа.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.