ВОДА

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

ВОДА — как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами (см. Рыбы). В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой  — таит угрозу потопления и гибели. В воды западных морей каждый вечер погружается Солнце, чтобы ночью обогревать царство мертвых, вследствие чего вода также ассоциируется с потусторонним миром.

Часто «подземные воды» связываются в сознании с первобытным хаосом, напротив, падающие с неба дождевые воды — с благодатным оживлением. Водоворот (см. Спираль) наглядно изображает трудности и перевороты, спокойно протекающие реки —             планомерно текущую жизнь. Заводи (пруды) и полыньи (трясины), а в особенности родниковые озера рассматривались во многих культурах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного рода, наделенных в то же время мудростью.

[adsense_id=»3″]

В этом также проявляется двойственность воды в символике. Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино смешивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляется «огонь» вина, что указывает на две природы (божественную и человеческую) в личности Иисуса. Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающего элемента, который при крещении смывает пятно грехов.

В качестве элемента чистоты воду применяли при распознавании ведьм, будучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испытании лишь безвинный тонет и поэтому вытягивается с помощью веревки, в то время как «чертовы ведьмы» как пробки должны плыть по водной поверхности. В религиозных обычаях важна еще не смешанная с елеем вода, равным образом как и освященная в определенные праздничные дни «святая вода», которую верующие приносят в свои жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным порогом.

Вода: Божество с переполненным сосудом. Печать шумерского царя Гудеа, 3000 г. до н. э.

Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причем существовал обычай разбрызгивания нескольких капель в помещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно широко распространенному народному поверью, должны помогать «бедным душам в чистилище», смягчая жар очищающего пламени. Чуждым европейской образной системе было представление майя на Юкатане (Центральная Америка) о потустороннем мире как водном царстве, о чем можно заключить по изображениям на разрисованных глиняных сосудах. У ацтеков рай назывался именем бога дождя Тлалока «тлалокан» и изображался в сущности радостным местом в сравнении с подземным миром «миктла ном», где поселялись после смерти обычные смертные. В принятом в Центральной Америке двадцатидневном календаре девятым дневным знаком была вода как символ изобильного дождя.

Ему приписывалось значение «болезни, лихорадки (жара)», и знак считался несчастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принадлежал также мексиканскому иероглифу войны, который можно перевести как «водаогонь», причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы. Широко распространенным является почитание той воды, которая пробивается прямо из глубин земли как подарок подземных богов, особенно если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержанию минералов.

Вода: Бог дождя или воды. Иран, ок. 2500 г. до н. э.

Большинство культовых гротов людей ледникового периода на Пиренеях были расположены по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные дары. Почитание священных источников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды находятся в связи с жертвенными дарами МатериЗемли (например, богиня Сулис при термальном источнике Бат в Англии). Обычай бросать монеты в источник (колодец, фонтан), очевидно, — отголосок символической жертвы водяным божествам, которым приписывалась способность исполнять желания в смысловом поле представлений: вода — земля — плодородие — счастье — богатство.

В культовопочитаемых источниках поклонялись нимфам — воплощениям желанного благодатного воздействия (см. Водяные существа). Представление о том, что ритуально освященная вода может сообщать благодать, причем одновременно оказывает очищающее и плодоносящее воздействие, что выражается в религиозном обряде, не ограничивается Европой, но имеет место и во внеевропейских культах, например в парсизме. В Индонезии впавшие в транс танцоры окропляются священной водой, для того чтобы вернуться в реальность. Очищающее воздействие в символическом смысле имела вода и в позднеантичном культе Исиды. При обряде крещения в христианстве освященная вода смывает с крещаемого тяготеющий над ним первородный грех и содействует «новому рождению».

Вода: Крещение погружением. «Золотая легенда». Эсслинген, 1481 г.

В Древней Мексике существует имеющий подобный смысл ритуал омовения новорожденного; повивальная бабка молила, чтобы вода устранила все зло, которое дитя унаследовало от родителей. Ритуальные купания известны, впрочем, во многих древних культурах, и они преследовали не только гигиенические цели, но и очищали в символическом смысле. К уже упомянутым можно добавить искусственные купальные пруды, обнаруженные на местах развалин до арийской культуры Мохенджо Даро, индуистское купание в Ганге, «очищающие омовения» в критском Кноссе, очищающие купания перед началом элевсинских мистерий, наконец, сходные символические действия в позднегреческих культах («Для набожного может быть достаточно одной капли, а злого и весь океан со всеми своими потоками не может дочиста отмыть»).

В Древней Мексике также было известно символическое очищающее купание: царь и верховный жрец священного города Толлан имел обыкновение в полночь устраивать ритуальное купание, и в городе Теночтитлан находилось три священных места купания. Во время праздника Шочикецаль (см. Цветы) весь народ должен был рано утром купаться, и кто отказывался это делать, в наказание получал кожные и венерические заболевания. Ритуальные омовения в исламе принадлежат к числу важных религиозных требований; лишь там, где вода отсутствует (в пустыне), можно было для тех же целей использовать чистый песок.

Вода, высекаемая всемогущим Богом из скалы. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Хотя подробное описание соответствующих ритуалов (безусловно символических) в указанных культах не является задачей символоведения, следует всетаки упомянуть некоторые ев ропейскоантичные представления. Согласно им, купание в проточной воде и прежде всего в волнующейся морской воде удаляет прочь все злокозненные чары. Во время заклинаний хтонических (подземных) богов и демонов использовали воду источников и, напротив, для обращения к небесным богам использовали дождевую воду. Росяная вода, которая конденсируется на злаковых стеблях, является, по Плинию (23—79), «истинным лекарством, даром небес для лечения глаз, язв и внутренностей». Она появляется, согласно античным представлениям, из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос.

Вода: Бог моря Нептун с трезубцем и его супруга Амфитрита. В. Картари, 1647 г.

В христианской символике она сравнивается со струящейся вниз с неба божественной благодатью. Для алхимических операций также была нужна небесная роса, собранная платками, как это изображалось в «Немой книге» 1677 г. Речь здесь идет о проявлении скрыто обозначенного летучего элемента ртути (см. Сера и ртуть); особенно часто упоминалась роса как растворитель «насыщенной соли природы», при этом народные верования и аллегория едва различались.

В глубиннопсихологической символике элементу вода, которая хотя и жизненно необходима, но не питает, приписывается большое значение как животворящей (дети появляются из влаги) и сохраняющей жизнь. Это основополагающий символ всякой бессознательной энергии, однако представляющей опасность, если (например, в снах) наводнение превышает разумные границы. Напротив, символическая картина становится благоприятной и полезной, если вода (в качестве пруда, реки, а также сдерживаемого своими берегами моря) остается на своем месте, и поэтому выступает, как во многих сказках, в качестве истинной «живой воды».

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]