«Видение критического момента»

Традиционная точка зрения представляет призраков как души умерших, каким-то образом застрявшие в нашем мире. Однако призраки могут появляться в то время, когда смерть еще не наступила.

В одном случае в г. Уолласи, на р. Уиррал, в 1970 г. муж и жена только легли в постель и выключили свет, как оба увидели «парящих в стороне [от них] голову, тело, но лица не было видно…» Женщина закричала, но муж успокоил ее, заверив, что видит это тоже. Как только они включили свет, все исчезло.

Это произошло вечером в понедельник. Во вторник женщине приснилось, что умерла ее бабушка. Она прогнала от себя эту мысль, считая дурным сном, но в среду принесли письмо, где сообщалось, что бабушка действительно скончалась, кажется, в то самое время, когда они оба видели привидение.

Многие из тех, кто верит в загробную жизнь, сказали бы, что это «видение критического момента», что якобы душа бабушки пыталась попрощаться с внучкой. Но все ли так просто?

Известный медиум Розалинд Хэйвуд рассказала изумительную историю о том, как в 1918 г. она была на Эгейском море в то время, как ее возлюбленный оставался в Париже. Однажды вечером она увидела, как он появился во весь рост, как живой, в ее палатке, и точно в это же время (как они потом обнаружили) молодой человек «увидел» ее в своей комнате. Никто из них не думал, что их посетитель  — призрак, полагая сначала, что тот приехал на самом деле, чтобы быть вместе. Когда же оказалось, что это не так, оба решили, что это была галлюцинация от сильного желания видеть друг друга.

Но почему и как у них одновременно возникла такая взаимная «галлюцинация»? Кажется, что в таких случаях важна эмоциональная связь, и, возможно, это необходимое условие для такого явления. Но если призрак — «посторонний», а не любимого человека, нужно ли «настраиваться» на длину волн эмоций реально существующего объекта?

Звезда телеэкрана, обладатель «Оскаров» Клифф Робертсон рассказал нам о происшествии, не сильно отличающемся от предыдущего. Это случилось, когда он еще молодым человеком выступал на сцене в Нью-Гемпшире сразу после второй мировой войны.

Актеру явилась его бабушка, живущая в Ла-Джолле, в Калифорнии, в трех тысячах миль от него. Около трех часов ночи (по западному времени) Робертсон уже спал, когда увидел яркий сон, где ему привиделась бабушка. Она сказала, что ее жизнь подошла к концу, но ему не стоит печалиться, так как она готова к этому и смирилась. Робертсон умолял ее не уходить, и после долгих споров она согласилась попытаться остаться в этом мире еще.

Артист проснулся в холодном поту после кошмарного сна, но телефона, чтобы позвонить в Калифорнию, рядом не было. Он ходил из угла в угол, не в силах прогнать из головы навязчивую мысль. В 6.30 утра принесли телеграмму. Она была послана тетей из Калифорнии и сообщала, что в полночь (учитывая трехчасовую разницу,как раз время сна Робертсона) бабушке стало очень плохо. Вряд ли она выживет, поэтому его просили прилететь на Запад.

Робертсон поехал в ближайший город, чтобы позвонить в Ла-Джоллу. Он узнал, что бабушка почувствовала себя лучше после того, как отправили телеграмму. Кризис прошел, и силы возвращались. Доктор был удивлен, но она действительно выжила.

Очевидно, здесь речь идет о том же виде «связи», но, вероятно, из-за того что Робертсон крепко спал, через эту связь между его сознанием и бабушкой смогло пройти больше информации. Легко заметить, что, если бы он не спал, а был в состоянии, когда сознание лишь полуотключено, могли бы произойти трагические события. Простое «послание», полученное мозгом, могло быть истолковано как игра воображения.

Если в нашем подсознании есть механизм, способный отличить психический «сигнал» от чего-то еще, и ему приходится пропускать его через сознательную часть, которая бодрствует, то как он это делает? Смог бы артист увидеть так реально свою бабушку, стоящую в комнате, — такую живую, что ему пришлось бы обратить на нее внимание и спросить себя, что это значит?

Кажется, это простое предположение основано на значимых фактах, что это именно так могло бы быть. Значит ли это, что призраки — предельные формы ярких галлюцинаций — «послания», полученные подсознательным разумом и воспринимаемые визуально, когда нужен «толчок», чтобы пробудить бодрствующее сознание? С другой стороны, «видения критического периода» доказывают, что мы на самом деле можем покидать тело и преодолевать большие расстояния.

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.