ВЕТЕР

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

ВЕТЕР — в учении о символах не просто передвижение воздуха, но также сверхъестественное явление, выражающее замыслы богов. С одной стороны, принимается во внимание ненадежность ветра, его неустойчивость, а с другой — его весьма ощутимое действие. Там, где ветры принимали определенное устойчивое направление (бора, сирокко), их персонификации легко представимы. Так, например, в античной Греции резкий северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину — Фракию; Зефир, мягкий западный ветер, приносит богу Эроту юную Психею.

Меньше внимания уделялось южному ветру (Ноту) и восточному ветру (Эвру). Они большей частью изображались просто крылатыми, тогда как Борей — со змеевидными ногами. В Древнем Китае почитался ветер (фен), известный в древности как птичий бог, представляющий собой, возможно, древнейшую форму феникса. Здесь также различали ветры по направлениям частей света и давали им названия. «Феншуй» — это учение о «ветре и воде», в соответствии с которым выбирается место закладки зданий в зависимости от природных условий.

[adsense_id=»3″]

Слово «ветер» имеет также переносное значение любовной ласки, а также слуха (молвы). Говорящий правду (истину) назывался «Зеркаловетер». В Древнем Иране, как и в исламе, ветер обозначал принцип космического строения мироздания. В Древнем Египте приносящий прохладу северный ветер появлялся из горла бога Амуна (Амона), а имя шумерского божества Энлиль в переводе означает «Владыкаветер». Согласно представлениям, отраженным в древнесирийских текстах, которые относятся приблизительно к 60—140 гг., в доисторические времена над хаосом парил «темный ветер, который сам себя оплодотворяет». Древние мексиканцы связывали ветер с богом Кецалькоат лем, который в этом своем качестве носил на лице клювообразную маску.

Впечатляюще выразительна символика ветра в Библии, где понятие «ветер» означает также дух, дуновение и дыхание. Божий дух парил в начале мира над водой. Поэтически величаво описывается в третьей Книге Царств откровение Божье, которое пережил пророк Илия: «…и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокружающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос, и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (19:11—13).

Ветер. Аллегория дующих из «мировых углов» ветров. Базель ское издание «Географии» Птолемея, 1545 г.

Могущественное и вызывающее страх проявление природных стихий — лишь предвестие Бога на горе Хорив, его сущность обнаруживает себя лишь в нежном дуновении. В тексте Библии содержатся многочисленные места подобного рода, причем буря большей частью отличается от дыхания (дуновения) Бога. В Новом завете также говорится, что «Дух дышит где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Ин 3:8). Нечто подобное встречается и в еврейских легендах (Е. бин Гу рион, 1980): «Есть две вещи, которые не созданы, — ветер и вода. Они были с самого начала, как сказано: «Дух Божий носился над водою».

Бог единый, и никого другого не было рядом с ним, и только ветер (Дух)… Ты не можешь его постичь, не можешь ни нанести ему удар, ни сжечь, ни отбросить от себя… Весь мир наполнен Духом, Дух один несет мир, он есть высшее, он был началом всех вещей». Греческое слово «пневма» обозначает одновременно дуновение ветра и божественный дух. Обдувание крещаемого в обряде крещения символизирует передачу Богом дыхания жизни Адаму. Названные по направлениям четырех частей света «четыре ветра» древности удерживали четыре ангела в Откровении Иоанна Богослова (7: 1).

В гравюрах на дереве Дюрера, изображающих сцены из Откровения (Апокалипсиса), их символизируют трубящие головы крылатых ангелов. Постигаемый в своих последствиях, но незримый в своем действии, ветер символизирует дыхание Бога. «Разве ветер не дуновение Божье?» (Бертолет). В пословицах и поговорках, напротив, на первый план выдвинуты его непостоянство и разрушительность («ветер закружился»; «теперь повеяли другие ветры», «как ветром сдуло»), кроме того, имеются изречения из символики морских путешествий («держать паруса по ветру»; «ловить ветер в паруса»).

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]