ВЕПРЬ (кабан)

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

ВЕПРЬ (кабан) — в противоположность свинье как женской особи домашнего животного представляет собой мужскую особь дикой формы данного вида и имеет преимущественно положительное символическое значение. Склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли, является воплощением неустрашимой стайной воинственности. У германцев вепрь связан с богиней Фрейей и ее братом Фрейром, который странствует верхом на вепре Гуллинбурсти («золотая щетинка»).

Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы, а в Греции микенского периода шлемы покрывались плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками. В мифах Древней Греции кабан был объектом опасной охоты для Геракла, убийцей Адониса и Аттиса, и вместе с тем — атрибутом богини Деметры и героической Аталанты, а в Древнем Риме — бога войны Марса.

Вепрь: «Клыки устрашающие». Й. Босхиус, 1702 г.

Значение вепря как символа несгибаемой воинственности и дикости предопределило использование его названия при образовании многих имен собственных и топонимов; в геральдике он обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Бёк лер, 1688).

В германской христианской иконографии вепрь, по случайному совпадению произношений, фигурирует в составе символов Христовых вследствие ошибочного истолкования происхождения германского слова Eber (вепрь) от древнееврейского Ибри — якобы родоначальника евреев (ибрим). В основном же вепрь символизирует необузданную дикость и властность бесовских сил, например жестоких тиранов.

Вепрь. Маленькая бронзовая фигурка эпохи ЛаТэн. Прага, Сарка

Положительное символическое понимание вепря присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников, поэтому вепрь является атрибутом святых Колумба на и Эмилиана. Поистине священным животным считался вепрь у кельтов именно в качестве символа воинской мужественности и силы. Изображения вепря украшали шлемы и щиты. Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил. Каменные (Эфи ньё) и бронзовые (НёвианСюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого зверясимвола в раннюю эпоху в Западной Европе.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]