ВЕНЕЦ

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

ВЕНЕЦ (греч. stepha пое, лат. corona) — кольцеобразный венок из листьев и цветов, родственный короне, однако более изменчивый и указывающий не столько на властительство, сколько на временное отличие. Не всегда венцы носятся как головное украшение, они могут также служить дарами, имеющими значение круга (долговечности) при чествованиях и торжественных похоронах. В связи с этим в античности символ кольца был связан с символом растительной жизненной силы. Увенчивались победители состязаний, триумфаторы, а также, например, жертвенные животные.

В христианской символике венец часто является символом победы над тьмой и грехом, примером может служить венец девы или венчик, носимый девочками при первом католическом причащении; подобное значение имеет венец невесты, которому часто придавали вид маленькой короны. В Библии (Ис 28:5) вновь собранные остатки заблудшего народа примиряются «великолепным венцом». Венки из цветов часто рассматриваются как символы посюсторонних радостей и сибаритского образа жизни, например венок из плюща, который, согласно античным народным верованиям, должен был предохранять от опьянения.

Венец: «Он венчает победу миром». Й. Босхиус, 1702 г.

Сегодня во время церковных праздников храмы часто украшаются оформленными в виде венков пучками из веток и цветов, символами вечной жизни, воскресения и радости. Терновый венец Иисуса можно рассматривать как пародию на корону из роз римских цезарей, и вследствие этого он расценивается как атрибут таких святых, как Мария Магдалина, Вероника и Екатерина Сиенская, в то время как корона из роз украшает св. Цецилию и Флавию.

Настоящим коронам нередко придавался такой же вид, как металлическим венцам; в своем символическом значении они переходят друг в друга (лат. «corona» и англ. «crown» означают одновременно корону и венец), хотя у венца знак величия не выступает на первый план. Лавровые венки были символами Аполлона; венки из петрушки применялись в Немейских играх Зевса (наряду с венками из веток оливы); венки из хлебных колосьев посвящались Деметре (лат. Церера), пиниевые венки — Посейдону, фенхелевые — фригийскому богу земледелия Сабазию. Венки из дубовых листьев украшали спасителей от смертельной опасности.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]