Тесты на телепатию (с изображениями)

Эта статья является частью книги «Измерьте свои экстрасенсорные способности». Больше читайте здесь.

Эксперименты со свободным выбором

Когда испытуемый в телепатическом эксперименте пытается извлечь некоторую информацию об изображении, которое рассматривает вещатель, — достаточно сложном, с детальными сценами, определенными формами и содержанием, — он не ограничен выбором одного из нескольких вариантов, как это было в простых тестах. По этой причине пси-тесты с картинками часто называют опытами со свободным выбором. В этих опытах имеется гибкость, которой лишены тесты с ограниченным выбором.

Измерения. Как мы видели, при простом угадывании карт нет проблем с измерениями. Если карта названа «красной» и это семерка червей, то ответ правильный. Но если вещатель смотрит на фотографию «Конкорда», а испытуемый «видит» косяк летящих журавлей, то правильно ли это? Многие люди могут решить, что образ больших белых птиц в полете — не совсем точное попадание (испытуемый не «увидел» «Конкорд»), но достаточно близкое к цели. Большинство людей, вероятно, зачтут этот ответ за «попадание». Скептик, однако, возразит: испытуемый ошибся и самолета не «увидел».

Но что, если испытуемый «увидит» стаю уток, не белых птиц? Или большую железнодорожную цистерну (в которой привезли топливо для «Конкорда»)? Кто-то сочтет это за «попадание», решив, что испытуемый на верном пути; многие с этим не согласятся. Эта проблема субъективности оценки является основной в тестах со свободным выбором, и методы ее решения описаны ниже.

Каков шанс случайного попадания?

Вот вторая проблема. Даже в тех редких случаях, когда все согласны расценить ответ как «попадание», какова вероятность случайного выбора этого ответа? У одного испытуемого в телепатическом эксперименте, проведенном Саржентом, «целью» была картина Уильяма Блэйка «Начало дней» (TheAncientofDays). Испытуемый сообщил: «О, это картина Блэйка, где бог творит мир». Нет сомнений, что это попадание. Но каков шанс угадать случайно? Один из ста или из нескольких миллионов? Испытуемый мог знать, что экспериментатор неравнодушен к картинам Блэйка, но у него не было способа «вычислить», что именно эта картина выбрана как контрольный предмет из нескольких сотен рисунков и картин. Чтобы избавиться от субъективности в оценке вероятности, мы должны изменить процедуру тестирования.

Как измерить вероятность

В ходе опыта мы должны внести элемент ограничения выбора. Это делается отбором определенного числа (обычно четырех) разных картинок, одна из которых — копия контрольной. После того как испытуемый описывает словами, что содержит изображение, ему демонстрируют четыре картинки, чтобы сделать выбор из них. Если он выбирает «правильную» (копию «цели»), то вероятность случайного выбора составляет 1:4 (один из четырех). Суждения испытуемого по-прежнему содержат субъективный элемент, но конечная мера объективна, и мы можем оценить его пси-способности.

Уменьшение вероятности ошибки

Здесь нужно отметить два важных момента. Во-первых, необходимо иметь копию «цели». Если использовать оригинал (в телепатических опытах на него смотрит вещатель), то может появиться чувственный намек: вещатель берет картинку в руки и оставляет отпечатки пальцев. Во-вторых, картинки в наборе должны сильно различаться, иначе испытуемый будет сбит с толку, когда придется делать окончательное суждение. Как это сделать, мы объясним.

Основы телепатических тестов распознавания изображения

В опытах участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и вещатель. Потребуются также дубликаты набора картинок, которые экспериментатору следует приготовить заранее.

Наконец, необходимы два помещения, расположенные так, чтобы не было возможности из одной комнаты увидеть или услышать, что происходит в другой. И у вещателя, и у экспериментатора должны быть карандаши и бумага.

Подготовка картинок

Первый набор из четырех картинок (1, 2, 3 и 4) следует упаковать в пронумерованные конверты, по одной картинке в каждом конверте. (Можно использовать наклейки.) Это «набор вещателя».

Дублирующий набор из тех же четырех картинок следует перенумеровать в соответствии с первым. Этот набор можно поместить в один большой конверт и надписать «набор для ранжирования».

Вещатель с первым набором находится в комнате 2; экспериментатор со вторым набором — в комнате 1.

Выбор контрольной картинки («цели») по методу случайного отбора

Выбор производит вещатель, находящийся в комнате 2, во время эксперимента. Для этого нужно использовать таблицу V (приложение 1). Закройте глаза и приложите кончик пальца к странице. Откройте глаза. Ваш палец указывает на цифру в таблице случайных чисел (от 0 до 9). Выберите цель следующим образом:

Цифра 1 или 5 ——> Цель — картинка 1

Цифра 2 или б ——> Цель — картинка 2

Цифра 3 или 7 ——> Цель — картинка 3

Цифра 4 или 8 ——> Цель — картинка 4

Цифра 9 или 0 ——> Пропустите цифру и смотрите следующую

Например, вы открыли глаза и увидели, что палец указывает следующим образом:

Пропустите ноль и смотрите дальше. Снова ноль! Пропустите его тоже. Далее следует 1: цель — картинка 1. Возьмите конверт 1 и откройте его.

Психическая и умственная подготовка

Поскольку испытуемый и вещатель пытаются установить связь, используя пси-способности (по крайней мере, мы надеемся на это), то испытуемому, а возможно, и вещателю полезно подготовиться, используя технику последовательного снятия напряжения. Испытуемому также помогает приглушенный свет в комнате 1, где он находится. Высказывая свои мысли (впечатления, чувства, зрительные образы), следует упоминать обо всем, каким бы странным и неуместным это ни казалось. Вещатель между тем должен внимательно изучать «цель». Сначала общий взгляд — тема и форма. Затем детали — желательно рассмотреть каждый штрих. И самое главное — концентрация.

Эксперимент 1. Основы телепатического тестирования с картинками

1.Испытуемый удобно располагается в комнате 1 в присутствии вещателя и экспериментатора.

2.Когда испытуемый готов начать, вещатель уходит в комнату 2. Экспериментатор включает секундомер.

3.Испытуемый позволяет мыслям плавно течь и высказывает их вслух. (Не слишком громко: это может нарушить состояние покоя.) Экспериментатор записывает каждое слово.

4.Вещатель располагается в комнате 2 и выбирает «цель» (см. «Выбор цели»). Далее он концентрируется на картинке, внимательно всматриваясь в нее.

5.По истечении 15 минут экспериментатор заканчивает опыт, сообщив об этом вещателю в комнате 2.

6.Экспериментатор и испытуемый открывают дублирующий набор и ранжируют его, т.е. располагают картинки в порядке уменьшения, на их взгляд, вероятности совпадения с «целью» (контрольной). Экспериментатор должен записывать каждый шаг, например:

  • Дата: 15 февраля 2001
  • Испытуемый: Брайан Джонс
  • Вещатель: Питер Смит
  • Первый вариант: Картинка 3
  • Второй вариант: Картинка 1
  • Третий вариант: Картинка 4
  • Четвертый вариант: Картинка 2

7. Экспериментатор приглашает вещателя, который может назвать «цель», например: Цель: Картинка 3

Таким образом:

Первый вариант — прямое попадание

Это основы процедуры тестирования. Есть еще три вопроса, которые нужно рассмотреть более детально: подбор изображений, процедура ранжирования и оценка результата.

Коллекция картинок

Вероятно, вам потребуется несколько разных наборов картинок, если вы хотите тестировать одного испытуемого несколько раз; если вы используете один набор многократно, испытуемый начнет угадывать, какая картинка выбрана как контрольная.

«Я вижу коричневый прямоугольник… наверное, это та дверь с распятием». В таком случае рациональное мышление замещает реальное восприятие и может подавить сверхчувственное восприятие.

Что выбирать

Старайтесь подбирать изображения, несложные по содержанию, вполне понятные и ясные по смыслу, не слишком «пустые», но и не перегруженные деталями. Избегайте сюрреалистических картин, а также двусмысленных и допускающих двойственное толкование. Не используйте также изображения очень неприятных сцен (например: ужасов войны), поскольку, как показано экспериментально, они не лучшие «цели»; выбирайте картины, приятные для глаза. Один исследователь сообщил, что, на его взгляд, лучшие картинки — те, перед которыми вы остановитесь и попытаетесь вспомнить, не видели ли их в воскресном иллюстрированном журнале; по-видимому, это не худший критерий. Соберите коллекции по различным темам: спорт (цвет и движение — хороший выбор «цели»), пейзажи с изображением людей и животных (но избегайте сложных композиций!), юмористические картинки, иллюстрации к фантастическим романам и т. д.

Если картинка отпечатана на тонкой бумаге или на обратной стороне изображена другая сцена, это может отвлекать и уводить в сторону участников эксперимента. Наклейте картинки на плотный картон: это усилит непрочные листы и скроет обратную сторону.

Составление наборов

Чтобы правильно составить набор, необходимо выбрать четыре совершенно различные картинки. Убедитесь, что каждая пара копий в наборе отчетливо помечена на обратной стороне и подписи совпадают. Если составляете несколько наборов, помечайте буквами: «набор А», «набор Б» и т.д.; внутри набора используйте цифры: А1, А2, АЗ, А4; Б1, Б2, БЗ, Б4 и т.д. Храните картинки в надписанных конвертах, как описано выше.

Вы можете, конечно, постоянно увеличивать свою коллекцию. Карл Саржент начинал с использования восьми наборов в тестах, а после четырех лет опытов имел их не меньше 88. Однако не тревожьтесь, 6—10 наборов достаточно для начала!

При подготовке к тесту выбирайте набор из вашей коллекции, используя случайные числа. Например, если у вас 10 наборов или меньше, просто выберите одну цифру (0 — для десятого набора). Если у вас больше десяти наборов, используйте по две цифры. Так, в приведенном выше примере «00» будет соответствовать набору №100 (вряд ли у вас найдется так много картинок, так что пропускайте и выбирайте следующее число), «16» соответствует набору № 16 и т.д. Но проследите, что вы не выбрали набор, который вещатель и испытуемый уже видели. Нужно подчеркнуть также важность записи всех выполненных опытов.

Ранжирование изображений

Правильность ранжирования приобретается с опытом. Соблюдайте объективность, потому что от этого зависит успех эксперимента. Обязательно соблюдайте следующие правила.

1.Не спешите.

2.Рассмотрите все картинки — пусть даже уверены, что узнали контрольную!

3.Сравните заметки с каждой из картинок.

4.Назначайте баллы следующим образом:

  • 0баллов: Нет соответствия между идеей/образом икартинкой
  • 1-2 балла: Небольшое соответствие
  • 3-4 балла: Умеренное или хорошее соответствие дляидеи или образа, в которых нет ничего необычного (дерево, лодка, птица и т.д.)
  • 5-б баллов: Хорошее соответствие плюс некоторые детали
  • 7—8 баллов: Очень хорошее соответствие с нескольконеобычным образом или правильное описание дополнительных деталей
  • 9 баллов: Прекрасное соответствие, почти абсолютное, с хорошим описанием деталей
  • 10 баллов: Абсолютное попадание, с хорошим описанием деталей и превосходным совпадением

Факторы, определяющие ваш выбор

1. Основные фигуры. Доминируют ли в ваших впечатлениях определенные фигуры — круги, прямоугольники, треугольники? Выбирайте картинку или картинки, в которых эти фигуры также доминируют.

2.Цвета. Доминируют ли в ваших впечатлениях определенные цвета и, если так, есть ли картинки, в которых эти цвета также преобладают? А если нет ощущения цветов — ищите черно- белые рисунки или фотографии.

3.Движение. Присутствует ли впечатление активных, движущихся элементов или все выглядит статичным, «замороженным»?

4.Эмоции и настроение. Испытали ли вы сильные эмоции — радость, спокойствие, умиротворение, грусть? Чем сильнее соответствие между впечатлением и картинкой, тем больше баллов (по десятибалльной шкале) мы рекомендуем начислять. Если, например, вы один или два раза «видели» зелень и на картинке есть нечто зеленое, начисляйте немного баллов (1 или 2). Если у вас создалось сильное впечатление зелени или вы «видели» ее часто и на картинке зеленый цвет очень ярок, начисляйте больше баллов (около 5).

5. Детали. Здесь имеется множество вариантов совпадений. Но вам, вероятно, захочется для начала оценить соответствие базовых категорий. Вот возможные примеры: люди (присутствие или отсутствие; затем более подробно — возраст, пол и т.д.), животные, архитектурные сооружения, «природные» элементы (вода, растительность, небо, горизонт и т.д.), религиозные или мистические элементы (они скорее всего вызывают определенные эмоции), машины и устройства (самолет, автомобиль и т.п.) и т.д.

Соответствие между изображением на бумаге и возникающими впечатлениями и образами может быть прямым, но также и символическим (летящие птицы — как символ свободы) или чисто эмоциональным — общее чувство, настроение. Некоторые впечатления, однако, могут быть точнее других, и в следующей главе мы обсудим, как отделить «зерна от плевел» (точнее — сверхчувственное восприятие от рассеянности, ошибки, ложной тревоги).

Проблема субъективности

Мнение многих людей об опытах по распознаванию изображений таково, что если просто называть самые разные вещи, то что-нибудь непременно совпадет с контрольной картинкой. Но это не опровергает экспериментальные данные, потому что разнообразные поверхностные высказывания более или менее равномерно распределятся между всеми четырьмя изображениями. Если экстрасенсорное восприятие отсутствует, при ранжировании невозможно начислить одной картинке значимо больше баллов, чем другой. Без опоры на сверхчувственное множество впечатлений — просто случайный шум.

Чтобы измерить, насколько серьезна проблема субъективности, можно пригласить двух судей и посмотреть, насколько совпадут их оценки. После окончания эксперимента с испытуемым и экспериментатором (а также вещателем) дайте запись впечатлений испытуемого и четыре используемых в опыте картинки независимому судье — человеку, который не знает ничего об исходе опыта и о выбранной «цели». Попросите этого независимого судью ранжировать изображения, используя запись образов и впечатлений, как это делал испытуемый. После серии испытаний посмотрите, насколько часто испытуемый и независимый судья ставили на первое место одну и ту же картинку. Если судейство полностью субъективно, то результаты совпадут только в одном случае из четырех. Если они совпадают значительно чаще, чем в 25%, то здесь, очевидно, нет полной субъективности. Вы можете оценить значимость частоты совпадений, как оценивали значимость прямого попадания в цель.

При длительных опытах, в которых испытуемый сообщает о множестве впечатлений и идей, такая независимая оценка может потребовать длительного времени. Но она действительно помогает сделать суждения более надежными. А также гарантирует, что испытуемый принял во внимание все относящиеся к делу образы и впечатления, когда расставлял изображения по порядку.

Оценка результатов

Есть два способа оценки результата, один из которых совершенно очевиден: просто рассчитайте значимость частоты правильных суждений. Таким способом мы проверяем, как часто испытуемый помещал «цель» на первое место при ранжировании. Ключом к такой оценке является диаграмма для индивидуального теста «один из четырех».

Другой способ подсчета не столь очевиден, но более «чувствителен» и точен. Сверхчувственное восприятие не всегда способно дать полную информацию о предмете. Словно в темном лесу: вы знаете, что должны выйти к дому, но не знаете, как. Возможно, в опытах с изображениями человек получает некоторую информацию о «цели», но недостаточную, чтобы опираться при ранжировании лишь на нее.

Кроме того, сверхчувственность может иногда давать отрицательный ответ, — скажем, «на картинке нет ничего интересного и занимательного». Это также может помочь в выборе правильного ответа, «цели», картинки из оставшихся трех (например, в нашем наборе это не картинка 3 — следовательно, 1, 2 или 4).

Более точной мерой экстрасенсорного восприятия является метод ранговой суммы. Если вы захотите применить его, подробности найдете в приложении 2. На этот раз полученное вами число (которое нужно искать на диаграмме) будет суммой рангов (выбора). Необходимо сделать не менее 25 опытов, чтобы использовать эту диаграмму, в противном случае результат окажется недостоверным.

Чтобы найти ранговую сумму, сложите номера (ранги) позиций, которые вы присвоили «цели» в каждом опыте (первый, второй, третий, четвертый). Случайный результат будет средним номером позиции, и его значение в данном случае рассчитывается следующим образом: 1 /4 (1+2+3+4) = 2,5. Таким образом, в серии, скажем, из пяти опытов средняя вероятностная ранговаясумма будет 12,5 (т.е. 5×2,5). Результат, превышающий вероятностный, дает ранговую сумму ниже средней вероятностной. Это легко понять, потому что малые номера соответствуют лучшим попаданиям (правильный выбор, прямое попадание, первый ранг дает значение 1). И, аналогично, результат ниже вероятностного дает большую ранговую сумму.

Оценка результата: ранговые суммы для индивидуального теста «один из четырех»

Число попыток (должно быть больше 25) ________________________

Ранговая сумма (сумма рангов «целей») ________________________

Телепатический тест для двоих

Возможно, у вас есть человек, которого вы знаете очень хорошо и с которым хотели бы провести этот опыт распознавания изображений, но чувствуете, что кто-то третий будет мешать или его присутствие просто неудобно. Процедуру эксперимента 1 легко модифицировать для двоих: вещатель и испытуемый-экспериментатор. Испытуемый сидит в отдельной комнате и пытается зарегистрировать впечатления, записывая их на бумагу или, лучше, на магнитофон, а затем самостоятельно ранжирует изображения. Тем не менее вам потребуется помощь третьего лица, чтобы подготовить наборы картинок к эксперименту. Вы не должны знать, что именно изображено на картинках.

Наконец, в опытах с изображениями есть свои плюсы и минусы: с одной стороны, они дают лучший результат, чем тесты с ограниченным выбором, с другой — требуют много времени. За пару часов вы сможете сделать не больше десятка попыток. В следующих главах вы прочитаете, как улучшить ваши результаты, используя технику, специально разработанную исследователями в этой области.

Источник: Ганс Айзенк, Карл Сарджент « Измерьте свои экстрасенсорные способности»

Характеристики модификаций внедорожных машин Хонда СРВ. Описание алмазный пилинг у нас на сайте.