Личности, склонные к фантазиям

with Комментариев нет

Психологи употребляют термин «личность, склонная к фантазиям», для тех 4 — 8 процентов населения, у которых настолько яркое воображение, что им порой просто нелегко отличить реальное восприятие от воображаемого.

Название это было придумано в 1983 г. американскими исследователями Теодором Барбером и Шерил Уилсон, которые обнаружили, что это — отдельная категория людей. Их жизнь обогащается ясными снами, в которых эти люди летают намного чаще других. Они легко подвергаются гипнозу, обладают склонностями к искусству. У них, как и у детей, часто есть вымышленные друзья, которые заменяют им реальных товарищей в течение необычно долгого периода.

Есть убедительное основание считать, что в продолжении жизни с такими людьми происходит больше разных «психических» явлений. Об этом заявили примерно 92 процента, что в три раза больше по сравнению с людьми, не склонными к фантазиям. Почти половина из тех, кто был под наблюдением, сообщали, что, когда они едут в машине одни, им часто приходится останавливаться из-за появляющихся на дороге людей, которые впоследствии оказываются ненастоящими. Ошибочно такие фигуры рассматриваются как призраки. Сверхъестественные случаи в спальне тоже довольно частое явление у «личностей, склонных к фантазиям». Но они не испытывают особых неудобств и не жалуются на это. Наоборот, у многих из них интеллект выше среднего. В течение 1986 и 1987 гг. Стивен Линн из Огайского государственного университета и Джудит Ру из университета в г. Толедо в том же штате установили, что, будучи детьми, такие люди были очень одиноки или часто подвергались физическим наказаниям в той или иной форме. Кажется,то же самое происходило и с Рут, если руководствоваться историей болезни, составленной д-ром Шацманом. Выдвинуто предположение, что у индивидуума вырабатывается чрезмерная визуальная созидательность, чтобы «избежать» ужасов физической жизни и сосредоточиться на внутреннем мире, помогающем выдержать жизненные испытания.

Значит ли это, что тот, кто замечает привидения, всего лишь обладает чрезмерным воображением и не может отличить вымысел от реальности? Артист, исследователь и признанный медиум Майкл Бентин поведал нам, что он считает воображение и «психические явления» скорее всего одним и тем же:

«Если мне кто-то скажет: «Это просто ваше воображение!», я, конечно, соглашусь. Следует понять, что воображение — это способность создавать и воссоздать образы из материала памяти и тех впечатлений, которые вы уже туда заложили где-то еще».

В Канаде был проведен интересный эксперимент: группа людей регулярно встречалась в течение года и, как они объяснили в своей книге «Вызывание Филиппа», придумали фантом дворянина, с которым наладили хорошее знакомство. Их создание было столь настоящим, что постепенно обрело собственную жизнь (см. гл. 3), производя сверхъестественные эффекты типа постукивания.

В 1970 г. исследователь Фрэнк Смит, работая в журнале, имеющем отношение к мифам и фольклору, решил создать призрака. Он придумал сложную историю жизни для привидения священника из одного дома в Лондоне, в районе доков. Затем опубликовал ее, как действительную, и стал ждать, что получится.

За несколько лет от людей поступило много сообщений о наблюдении призрака в образе старика в церковной одежде. И даже когда Смит сознался, что все от начала до конца было выдумано, письма очевидцев продолжали поступать.

Один из них даже пытался убедить журналиста, что тот только полагал, что выдумал эту историю: существует настоящий призрак, который вступил в контакт с его сознанием.

Психолог Гэрет Риз считает, что «психическая энергия» — объяснение процесса сверхъестественного исцеления. Именно поэтому Риз скептически относится к общепринятому толкованию призрачных явлений. Он рассказал нам: «Всегда существовало лучшее объяснение. Мы все проходим через различные состояния сознания, и очень часто человек, который «принимает», не ощущает этого изменения». Риз подтверждает, что «ужасно много» призрачных явлений приходится на период между сном и бодрствованием. Конечно, нельзя исключить возможность, что такое состояние наиболее благоприятствует наблюдению призраков.

Однако Риз более склонен считать, что при таких обстоятельствах сознание «обращается внутрь» и создает визуальные образы из подсознания. Это противоположно обычному состоянию бодрствования, когда сознание «направлено наружу» и воспринимает объективный мир. Одна из причин скептицизма Риза в том, что привидения всегда носят одежду. «Почему?» — спрашивает он.

Кажется маловероятным, что если кто-то умирает, то в дальнейшем будет обладателем призрачного тела, одежд или даже украшений. Таким образом, видение призрака вряд ли соответствует традиционному поверью, что это посещение нашего мира умершим. Мы всегда стремимся описать вещи теми терминами, которые нам известны. Таким образом, если кто-нибудь столкнется с чем-либо доселе неизвестным, например призраком, то скорее всего будет рассказывать об этом словами, характеризующими человека. Может быть, за этим скрывается на самом деле что-то сверхъестественное, но у нас нет надобности полагать, что это как раз и есть то, что человек видит.

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.