ГРОМ

with Комментариев нет

ГРОМ — во многих древних культурах мощное выражение звуков небесных существ, в большинстве случаев богов, которым также приписывается возникновение молнии. Небесные раскаты грома понимаются как проявление силы свыше, примерно как голос бога в Библии (Иов 37: 2—4): «Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.

Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его…». Часто гром воспринимается как выражение гнева богов из-за нарушения миропорядка, у индейцев Северной Америки как взмах крыльев Птиц Грома, у германцев как шум молота Мьелльнира (букв. — сокрушитель), который швыряет бог грома Тор на великанов.

Гром: Птица Грома, стилизованная под двойного орла. Живопись индейцев племени хайда. Северозападное побережье Северной Америки

В Древнем Китае гром воспринимали поразному (как смех неба, как сверхъестественную барабанную дробь, как проявление рыжеволосого небесного демона или как громыхание повозки, которую души усопших тащат по небу). Иногда боги небесного грома представлялись одноногими (у ацтеков Тескатлипо ка, у майякиче Хуракан, отсюда в ряде европейских языков слово hurricane, что означает «тропический циклон», «ураган»).

В Центральной Европе ископаемые остатки моллюсков, белемниты, известны под названием «громовые палицы» («чертовы пальцы»), как и в некоторых местностях также топоры с отверстиями времен неолита, которые отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий. Во многих случаях бог грома, молнии и погоды одновременно является и верховным властелином неба, как, например, Зевс Кронид в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является палица («дубина», «булава»).

Палица грома. Ламаистский ритуальный предмет. Тибет

«Чертовым пальцем» называют символический и ритуальный предмет в Индии и Тибете (инд. ваджра; тибет. дордже), который известен также и как «алмазный скипетр» и используется в священных буддийских манускриптах, чтобы «расщепить незнание (невежество) и освободить познание» (первоначально—оружие ведического небесного бога Инд ры, с помощью которого он дробил облака и высвобождал из них дождевую воду).

В японской иконографии бог грома изображается в виде окрашенной в красный цвет фигуры бога Раидзина на фоне венка из восьми барабанов с бубенцами. В общем, гром считается впечатляющим и реально испытываемым выражением небесной силы, которая частично угрожает человеку, а частично также защищает его от враждебных сил бытия.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.