Словарь символов: ГОЛЕМ

with Комментариев нет

ГОЛЕМ мифический символический персонаж в виде роботообразного существа из искусственно оживленного вещества, могущий впоследствии стать опасным для своего создателя. Если «чудовище графа Франкенштейна» Мэри Шелли было собрано из частей человеческого тела, то Толем, как персонаж иудейских преданий, является результатом магического творческого акта через слово. Само слово «голем» означает примерно «комок», нечто «неоформленное» в смысле: Адам до того момента, как Создатель вдохнул в него «дыхание жизни».

Согласно каббалистической традиции, великие знатоки тайного учения обладают искусством с помощью слова придать сформированному из глины (см. Земля) подобию человека определенную способность вести тупоумную жизнь (рабби Элеазар из Вормса, но прежде всего — рабби Иегуда Лёв бен Бецалель из Праги, современник императора Рудольфа II).

Некий рабби Элиях из Хелма, гласит предание, создал голема, который ему прислуживал, но творение становилось все больше и страшнее, и в конечном счете сам создатель стал испытывать страх перед ним. Начертанное на лбу голема при его оживлении слово «эмет» (др. евр. — истина) придавало ему жизнь, пока рабби не смог стереть первую букву («алеф», в еврейском начертании) и тогда написанное на лбу приобрело вид «мет» (смерть). Голем превратился в огромную груду глины, поглотившую, однако, под собой и своего творца.

Это может служить предостережением против непродуманного применения магических сил, которые исходят из головы искателей сокровенного, но не поддаются их полному контролю. Также и медитирующий, переживая в определенных мистических упражнениях состояние отстраненности от самого себя, зачастую может стать рабом этой своей ипостаси (что рассказывают, например, о каббалисте Хай бен Шерира, ок. 1000 г.). Этот сюжет также может быть истолкован как иудейский парафраз христианских легенд об Альберте Великом (1193—1280), сотворившем себе искусственного слугу, которого разрушил позднее его ученик св. Фома Аквинский (1225—1274).

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.