Египетские верования в загробную жизнь

Самыми древними текстами, описывающими веру в загробную жизнь, являются религиозные тексты, нанесенные на стены пирамид в пустыне Сахара. Они составляют основу для современных магических оккультных систем.

Им более четырех тысяч лет, и каждый текст в деталях описывает ритуалы, необходимые для того, чтобы перенести тело мертвого фараона из этого мира в следующий. В древнем Египте для этого требовались особые заклинания и молитвы. В свое время эти заклинания использовались и высшими слоями Египетского государства, а в конечном счете — всеми, кто мог оплатить соответствующую церемонию. Будь это фараон или крестьянин, все равно он мог общаться с богами, если сердце у него было чистым.

Различные заклинания помогали отправить умершего различными путями. Умерший мог лететь как птица, а мог забираться на небо по лесенке. По прибытии он жил в вечном блаженстве. Такая длительность их состояния дополнительно обеспечивалась с помощью слияния с Осирисом — богом плодородия и возрождения. Для вящей помощи вместе с мертвецом хоронили и «Книгу мертвых». В ней воскресшей душе давались инструкции, как правильно реагировать на испытания, через которые она должна пройти, перед тем как слиться с Осирисом.

Может быть, целью этого ритуала было рассеять любые сомнения в том, что умерший отправится в страну блаженства. Египтяне верили, что душа предстанет перед судом богов и затем будет либо вознаграждена, либо наказана. Папирус Эни (Ani) содержит изображение находящихся на противоположных чашах весов сердца и птичьего пера — символа «веры». Это «взвешивание сердца» было запечатлено Тотом, летописцем богов.

Ритуал мумификации уходит своими корнями в египетскую мифологию. Бог Сет, позднее почитаемый как Сатана, в приступе ревности расчленил тело Осириса и разбросал его по всему Египту. Исис, жена Осириса, собрала все части, связала их вместе и заново вдохнула жизнь в мужа.

Вместе с мертвыми в могилы закапывали часть их прежней собственности. Впрочем, этот обычай впервые появился не в Египте. Кто-то задаст себе вопрос: какую пользу из этого добра мог извлечь бесплотный дух? В Германии и Скандинавии покойников хоронили в обуви, чтобы по дороге в мир иной они не стерли ноги и не захромали.

Гробницы царственных особ, захороненных около 2250 г. до н. э. в селении Ур (Ur) в Месопотамии (совр. Ирак), заключали в себе огромное количество мебели, музыкальных инструментов и даже азартные игры. В могилах были обнаружены оружие, вино и пища, а также останки умерщвленных воинов и придворных, которые должны были продолжать служить своим хозяевам в загробном мире. Судя по всему, эти преданные слуги умирали по собственному желанию, так как ни следов насилия, ни борьбы обнаружено не было. Однако описание принесения в жертву девушки-рабыни во время погребения одного из шведских вождей в Х в., составленное арабским путешественником по имени Ибн Фадлан, показывает, что ей заранее был дан яд.

Египтяне верили, что, пока тело пребывает в могиле, его эфирный двойник отделяется от него и поднимается на небо. Сначала считалось, что загробный мир находится за пределами железного небесного свода, но потом его местоположение сместилось на обратную сторону земли — в страну, где по ночам светит солнце. Эту божественную территорию называли Тростниковым Полем, расположенным между Полями Мира. Душа там жила в прекрасном доме, окруженном огромным садом, наполненным благоухающими цветами и спелыми виноградными лозами. Похороненные вместе с покойником, маленькие статуи оживали на той земле и обслуживали хозяина. В центре поля стоял Дом Вечности, место, где пребывали все боги, и воскресшие мужчины и женщины могли ходить среди них. Это была земля наслаждений и любви.

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.