Египетские боги – классификация, история

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

Заклинания и молитвы Книги Мертвых, обращенные к духам и богам поименно, отражают веру в существование частных и особенных проявлений всеобщей энергетической основы мира. Эти проявления, имеющие особые облики и имена, назывались богами (др.-егип. ntrw).

Богов Египта можно разделить условно на две большие группы по их происхождению — местных и чужеземных.

Первая группа богов

К первой группе могут быть отнесены божества, ведущие свое начало от первобытного африканского тотемизма и позднейших культов животных и фетишей. Мы назовем их богами меламподов, то есть местного варварского населения долины Нила середины — второй половины IV тыс. до н. э. Тотемические пережитки аборигенного населения долины Нила таковы:

1. Богиня в облике зайца — культ Уну (др.-егип. Wnwt) в столице Заячьего нома (г. Гермополь).

2. Бог в облике шакала — культ Аупута, или Упуа-та, в г. Сиуте (г. Ликополь).

3. Богиня в облике белого коршуна — культ Энхабы (др.-егип. Nhbt) в г. Нхабе (г. Иераконполь).

4. Бог в облике крокодила — культ Сухоса (др.-егип. Sbk) в Фаюме, особенно в г. Крокодилополе.

5. Богиня в облике кобры — культУто (др.-егип. Wdt) в г. Буто.

6. Бог в облике многоножки — культ Сепы в поселениях между Мемфисом и Гелиополем.

7. Бог и богиня в облике льва и львицы — культ львиной пары в г. Леонтополе.

8. Богиня в облике гиппопотама — культ Тоэрис (др.-егип. Twrt) в г. Фивы.

9. Бог в облике павиана — древний культ божества г. Гермополя, слился с культами Атума и Тота.

10. Бог в облике пса — культ Анубиса в г. Кинополе (Каса).

11. Богиня в облике кошки — культ Баст в г. Бубас-тисе.

12. Бог в облике скарабея — культ Хапри и Атума в г. Гелиополе.

13. Богиня в облике скорпиона — культ Селкет (Серке) в западной части дельты Нила.

14. Бог в облике рыбы оксиринха — культ в г. Ок-сиринхе.

15. Бог в облике рыбы лепидота — культ в г. Лепи-дотополе.

16. Бог в облике великого кота — культ г. Гёлиополя.

17. Бог в облике ихневмона — культ г. Гёлиополя и г. Буто.

18. Богиня в облике газели — культ Анукет в Эле-фантине.

19. Бог в облике ибиса — культ бога г. Гермополя.

20. Боги в облике двух соколов — культ г. Коптоса.

Первоначальное число подобных тотемических божеств достигало, по-видимому, сорока-пятидесяти. Часть их была предана забвению, часть органично слилась с подобными культами чужеземных переселенцев (культами священных быков и коров, овнов и козлов, ястреба-перепелятника, змеи и т. п.).

Вторая группа богов

[adsense_id=»3″]

Вторая группа египетских божеств имела чужеземное происхождение и попала в долину Нила ок. 3600- 3200 гг. до н. э. Это прежде всего индоевропейские по происхождению божества, культы которых были занесеныв долину Нила по крайней мере четырьмя миграционными волнами индоевропейских племен.

Первая волна переселений племен индоевропейской языковой общности захлестнула долину Нила между 3600-3500 гг. до н. э. Вот как описывает эти события греческая мифология:

Океан и Тетис породили сына Инаха и дочь Мелию. Инах превратился в главную реку Арголиды.

Инах и Мелия породили Форонея и Эгиалея. Страна, которой правил Эгиалей, получила название Эгиалея. Он умер бездетным.

И Фороней стал править всем Пелопоннесом. Он был первым, кто научился применять огонь, украденный Прометеем, основал и населил первый торговый город — Форонею. Он стал поклоняться Гере и женился сначала на нимфе Кердо. Его сыновья Пеласг, Иас и Агенор разделили Пелопоннес между собой, а сын Кар основал Мегары.

Затем Фороней женился на нимфе Теледике и породил сына Аписа и дочь Ниобу. После Форонея Апис правил тиранически страной и был убит воспитателями Посейдона — Тельксионом и Тельхином. В память об Аписе вся страна называлась с тех пор Апией.

Ниоба и Зевс породили сына Арга. Apr основал одноименный город. Apr и Эвадна, дочь Стримона и Не-эры, породили сыновей Экбаса, Пиранта, Эпидавра и Криаса. Эпидавр основал одноименный город.

Экбас породил Агенора.

Агенор породил Арга Панопта (Всевидящего), который убил Сатира, быка, притеснявшего аркадцев, Ехидну, похищавшую путников, Тельксиона и Тельхина, отомстив за убийство Аписа.

Apr и Йемена, дочь Асопа, породили сына Иаса/ Инаха/Пирена.

Иас/Инах/Пирен породил Ио, которая стала жрицей храма Геры.

Зевс сошелся с Ио, обратил ее в белую телицу и приказал Гермесу похитить ее у Геры. Ревнивая Гера приставила к ней всевидящего Арга (сына Инаха/Арестора/ Арга и Исмены). Гермес убил Арга камнем и отсек его голову с целью похитить Ио для Зевса. Гневливая Гера наслала засуху на Арголиду: пересохли все источники и реки, высохли растения, случился падеж скота и мор среди людей. Гера наслала также жалящего слепня на белую телицу, которая, спасаясь от овода, бежала из страны. За нею последовало воинство куретов аргейских, пеласге-ких и ахейских.

Ио в сопровождении куретов прошла Истм, Беотию, Фокиду, Локриду, Этолию, Акарнанию, Эпир. Она остановилась на берегу реки Инах в Эпире, где куреты основали Додонское прорицалище, древнейшее в Греции.

Преследуемая слепнем, Ио прибыла к заливу моря, называющемуся Ионийским Понтом. Здесь она повернула и отправилась на север, к горе Гем. Оттуда, преодолев Гемийский хребет и дельту Истра, телица и куретывышли в бескрайние степи. На Таврическом полуострове Осирис (Зевс) впервые впряг быков в ярмо и провел первую борозду плугом. Поэтому в честь быков те земля и народ получили название Таврика.

Обойдя по солнцу весь Понт Эвксинский и переправившись через Боспор Киммерийский, Ио поднялась по реке Гибрист до самого ее истока в Кавказских горах, где был прикован Прометей и остались куреты ахайев.

Преодолев заснеженные горы, телица и куреты пересекли страну колхов и страну халибов (в Акмонийской роще Арес и нимфа Гармония зачали и породили род амазонок), перешли Фракийский Боспор и блуждали по Фракии. Вновь Ио бежала из Фракии во Фригию через Боспор, затем через Таврийский хребет достигла Тарса, откуда вышла к городу Иоппа в Палестине.

Из Иоппы Ио, сопровождаемая куретами, прошла через Междуречье, Мидию и Бактрию в Индию. Затем, двигаясь в юго-западном направлении, она прошла всю Аравию, переправилась через Индийский Боспор и достигла страны эфиопов . Там она пошла к северу от истоков Нила, где пигмеи ведут постоянную войну с журавлями.

Так, блуждая по огромным пространствам материка и переправляясь через многие реки и моря, она пришла к реке Нил**, где вернула себе прежний женский облик и родила на берегах Нила, в низовьях близ городов Исей и Бусирис, сына Эпафа, зачатого от Зевса.

Мстительная Гера упросила куретов скрыть Эпафа, но Зевс в гневе перебил куретов. Безутешная Ио блуждала в поисках сына вдоль всей Сирии, пока не обнаружила Эпафа у жены библосского царя, которая вскормила и воспитала Эпафа.

Ио с Эпафом возвратились к Нилу, где она вышла замуж за Телегона, царствовавшего тогда над жителями долины Нила. Телегон усыновил Эпафа. В знак благодарности Ио воздвигла статую Деметры и учредила ее культ.

После смерти Телегона Эпаф воцарился над жителями долины Нила, женился на дочери Нила (Аписа), нимфе Мемфиде, и основал город Мемфис. Эпаф и Мемфида породили дочь Либюэ («принадлежащая юго-западному ветру, несущему дождь»).

От брака Либюэ и Посейдона родились близнецы Бел и Агенор.

Бел воцарился в Хеммисе, женился на Анхиное, дочери Нила, от которой породил близнецов Египта и Да-ная, сыновей Кефея и Финея, а также дочь Дамно, став родоначальником великого рода.

Агенор, также поначалу царствовавший в долине Нила, а именно в Дельте, женился на Агриопе, дочери Нила, которая произвела на свет сына Кадма.

Дамно, дочь Бела, от Агенора родила дочерей Исею и Мелию и сына Фойника.

Тёлефасса родила от Агенора прекрасную Европу и сына Килика. (Килика считают отцом Таса.) Некоторые Финея также причисляют к сыновьям Агенора.

Позднее Бел изгнал Агенора и его потомство из долины Нила. Они удалились в Междуречье, где основали г. Орхи. Затем они населили города Сидон и Палетир.

Египет, царствовавший в Аравии, завоевал землю Бродящих в болотах черноногих (меламподов). Он назвал ее своим именем. От Исеи, дочери Агенора, и многих других жен: ливиек, арабок, финикиянок — он породил 50 сыновей египтиадов и замыслил женить их на дочерях брата в знак примирения.

Данай, царствовавший в Ливии, боролся с братом за власть над страной Бродящих в болотах черноногих (меламподов). Когда египтиады стали домогаться его 50 дочерей-данаид, рожденных от Мелии и других жен: наяд, гамадриад, принцесс из Элефантины и Хеммиса, эфиопок, — из страха перед египтиадами Данай построил первый пятидесятивесельный корабль по совету Афины Тритониды.

Посадив на него 50 своих дочерей, Данай спасся бегством, прибыл на остров Родос, где воздвиг статую Афины Линдской в благодарность за совет о корабле, а затем приплыл в Аргос и получил от Геланора царскую власть.

Через некоторое время в Аргос прибыли преследовавшие данаид египтиады и потребовали от Даная датьсогласие на брак. Добившись своего, почти все они пали жертвами своих жен.

Культы богов

Пришедшие из Арголиды вслед за Ио куреты и принесли в долину Нила свои культы богов и обожествленных героев.

1. Культ священной телицы Ио (др.-егип. jht, iw’t) из рода Инаха, по др.-егип. Нут (nwt) — священная телица.

2. Культ священного тельца Апида (речного буйвола) из рода Инаха, он же Эпаф, сын Ио от Зевса, позднее Хапи (др.-егип. hpj), он же первоначально Ба Осириса, живое воплощение бога Птаха, позднее — Ка Птаха.

3. Культ бога Зевса в облике ястреба-перепелятника, который преследовал Астерию, дочь Фойбы и Койя, позднее бог Ароэрис (Hrwr) «Гор Великий».

4. Культ бога Аида как Зевса неявленного мира, позднее Осириса (Usiri).

5. Культ бога Посейдона, позднее Сета (др.-егип. Swth).

6. Культ богини Геры, позднее Хатхор (др.-егип. HtHr, позд.-егип. Hathur).

7. Культ богинь Геры и Гестии в одном лице (Ио), позднее Исиды (др.-егип. ‘isi).

8. Культ богини Деметры, позднее Нефтиды (др.-егип. nibt-ha).

9. Культ титаниды Астерии, позднее отождествленной с Лето, в виде др.-егип. Анукет.

10. Культ героя Арга Панопта, позднее Арсафес (др.-егип. Хришиф, позд.-егип. Харшафэ), отождествлявшегося эллинами с Гераклом.

Кроме того, потомкам Ио приписывалось традицией основание городов Исея, Бусириса, Мемфиса (Египта), Хеммиса, а также образование ранних государств в долине Нила.

Второе переселение

Вторая волна переселенцев из Эгеиды в долину Нила может быть условно названа персеидами или данайцами (также потомками Даная и Египта). Мифические воспоминания об этом таковы.

Кефей правил в г. Хеммисе, женился на прекрасной Кассиопее. От этого брака родилась Андромеда. Тщеславная Кассиопея похвалялась красотой дочери перед нереидами, чем и обидела их. По их жалобе, Посейдон наслал на царство Кефея водное чудовище, пожиравшее скот и людей.

Чтобы избавиться от бедствия, Кефей был принужден принести свою любимую дочь в жертву чудовищу. Но оказавшийся в Хеммисе герой Персей обратил чудовище в камень при помощи головы Медузы Горгоны и спас Андромеду.

Затем он попросил у отца руки спасенной дочери. Так как Андромеда была с малолетства обручена с Финеем (другие говорят, Агенором), Персею пришлось сразиться с войском соперника и нанести ему поражение.

От Персея Андромеда родила сына Перса, которого родители оставили на воспитание деду и бабке, а сами удалились в Эгеиду. Воспитанный Кефеем, Перс стал родоначальником арийского царского рода, отдаленным предком Ахеменидов. А его племя в память о Кефее именовалось кефенами.

От Кефея и Перса происходит и доктрина персидских магов. Маг Остан в сочинении под заглавием «Вось-микнижие» дословно говорит следующее:

«Бог имеет голову ястреба. Он самый первый, нетленный, вечный, нерожденный, нераздельный, совсем не имеющий подобия, управитель всякого блага, самый неподкупный, добрейший из добрых, премудрейший из премудрых, отец законности и справедливости, сам себя выучивший, естественный, совершенный, мудрый, и он один изобретатель святой естественной силы».

Божества, привнесенные данайцами Персея в долину Нила, вероятно, позднее стали главными богами г. Хем-миса: Мин — это Персей, Исида — это Андромеда, а их сын Гор — это Перс.

Отметим не только очевидную связь Персея и его спутников (персеидов) с Хеммисом, но и наличие древнего культа стихийных сил земной природы, олицетворяемых Посейдоном (читай — Сетом). Примечательна также традиция египетского происхождения племени-сословия персидских магов и царской династии Ахемени дов, возводивших свой род к Персу, сыну Персея и Андромеды, внуку Кефея, Кассиопеи, Зевса и Данаи.

Третье переселение

Третья волна переселенцев из Эгеиды в долину Нила может быть названа условно гелиадами. Поскольку культы, привнесенные гелиадом Актием с Родоса в Дельту, весьма важны, имеет смысл напомнить мифологическое предание об этом переселении.

Как следует из ряда греческих мифов, Посейдон, рожденный Реей от Крона в Элиде, был подменен ею на жеребенка, чтобы не позволить Крону проглотить своего новорожденного сына. Рея спрятала Посейдона среди пасущихся коней, а затем оставила младенца на попечение тельхинам. Тельхины — девять собакоголовых и ластору-ких детей моря — появились на острове Офиусу и были известными колдунами и чародеями, первыми научившимися выделывать медь и железо. Они-то и изготовили зубчатый серп (артщу) из седого железа для Крона, которым он оскопил Урана. Тельхины занимались также вредоносным колдовством. Там Посейдон вырос и возмужал, воспитанный и обученный тельхинами. Он создал коня, изобрел колесницу и упряжку, а также учредил конные состязания в бегах, отмерив первое поприще (oiaSiov). Поэтому о. Родос назывался некоторое время Стадией.

Остров Офиусу (Родос) первоначально населяли тель-хины и нимфы (нереиды). Посейдон сошелся с нимфой Галией которая родила ему шесть сыновей и дочь Роду.

Шесть сыновей Посейдона оскорбили Афродиту, переходившую с острова Кифера на остров Кипр к Пафосу. За это она вселила в них безумную похоть, и они надругались над собственной матерью, совершили множество отвратительных преступлений. За это Посейдон загнал их под землю, где они стали восточными демонами. Галия бросилась в море, и ей стали поклоняться как богине Левкофее (Летжобеа — «Белая Богиня»). Разгневанный Зевс намеревался наказать нечестивое человечество, затопив сушу водами.

Тельхины, предупрежденные Артемидой о гневе Зевса, предвидя потоп, покинули остров и поплыли в разные стороны. Но больше всего их оказалось в Ликии и на Крите. Своих прав на остров Офиусу они больше не предъявляли. Поэтому единственной наследницей острова осталась Рода.

За злокозненность тельхинов и злодеяния сыновей Посейдона Зевс обрушил на землю небесные воды, которые затопили остров Офиусу Тёльхинию — Стадию, сохранилась только вершина горы со святилищем Зевса Атабурийского, где и нашла прибежище Рода.

Когда после потопа Зевс распределял острова и земли между богами, то забыл о Гелиосе. Гелиос потребовал свою долю. Зевс призвал богиню судьбы Лахесис и попросил ее проследить за тем, чтобы любой новый остров стал владением Гелиоса.

Гелиос заметил, что к югу от Карий в море появляется новый остров, и решил довольствоваться им. Когда остров достаточно высоко приподнялся над волнами, Гелиос объявил его своим владением.

Нимфа Рода родила на острове, переименованном в ее честь, Гелиосу семь сыновей и одну дочь, которые и стали править островом после того, как он вновь поднялся из вод. Все они были знаменитыми астрономами, а их единственная сестра Электра («Янтарная») умерла девственницей, и ей стали поклоняться как полубогине.

Братья позавидовали учености одного из них и убили его.

Один из братьев, по имени Актий, был изгнан за убийство брата и бежал в Египет, где и основал город Гелио-поль, и стал первым, кто обучил египтян астрологии, как того пожелал отец его Гелиос.

Остальные братья, повинные в братоубийстве, бежали на острова и материк, став родоначальниками пяти родов астрологов.

Старший брат Керкаф, не виновный в преступлении, остался править островом Родос, а его сыновья от Ки-диппы — Линд, Иалис и Камир основали одноименные города.

Египетские культы

Богословский вклад гелиадов в общеегипетский пантеон очень значителен. К родосско-гелиопольскому кругу относятся следующие культы и мифологические образы:

Культ звездного неба и широкой земли — Уран и Гея.

Культ четырех пар стихий:

1) Понт (др.-егип. Наун и Науна) — воды, потоп, наводнение, разлив Нила.

2) Уран (др.-егип. Амана и Амауна) — воздух, дух, дуновение, ветер, иначе — Аэр, или Эфир.

3) Эреб и Никта (др.-егип. Каук и Каука) — мрак, тьма, ночь.

4) Хаос (др.-егип. Хаух и Хауха) — пространство, пустота, зияние.

Культ семи пар титанов:

1) Культ Шу и Тефнут — титанов Крона и Реи (7 — Сатурн);

2) Культ Хапи — Нила или титана Океана и его супруги Тетис, Инаха и его рода, Аписа (6 — Венера);

3) Культ Онуриса и Мехит — титана Напета и его сестры Фемиды (5 Юпитер);

4) Культ Гора Баититского — титана Коя и внука его Аполлона (4 Меркурий);

5) Культ Амона и Мут — титана Крия и Эврибии, их сыновей Астрея, Персея и Палланта (3 — Марс);

6) Культ Хонса и Тота — титанида Атланта и его внука Гермеса (2 Луна);

7) Культ Ра, Хапри, Атума — титана Гипериона и его сына Гелиоса, Эос, Гемеры и Гесперы (1 — Солнце).

Культ узлов солнцеворотов и равноденствий:

1) весеннее равноденствие — культ Хнума и Птаха — титанидов Прометея и Эпиметея;

2) осеннее равноденствие — культ Нейт — Пандоры и Анесидоры — Афины;

3-4) солнцевороты — культ Амона и Нуна.

Важнейшим из унаследованных египтянами от гелиадов стал культ Солнца («так пожелал отец Актия, Гелиос») в трех видах: восходящего, полуденного и заходящего. Отметим также мотив основания г. Гелиополя выходцем с Родоса, первоучителем астрологии.

Последний вклад в египетский пантеон внесли Дионис и вакханты, высадившиеся в дельте Нила ок. 3200 гг. до н. э. Помимо новшеств культа Аида и Зевса (Осириса), это баснословное нашествие принесло в Дельту культ бога Мендета в Мендетском номе в облике козла (т. е. воплощения самого Диониса).

Имена богов

Разумеется, длительное сосуществование пришлых чужеземных племен индоевропейской языковой общности (куретов, персеидов, гелиадов) с аборигенами Нильской долины (меламподами) не могло не сказаться на формах их общественного сознания.

После окончательного ухода чужеземцев и утверждения раннединастических государств в Египте (между 3100 и 2900 гг. до н. э.) большая часть привнесенного духовного наследия была в той или иной мере воспринята широкими массами аборигенного населения и сохранена консервативной религиозной традицией.

Раннеиндоевропейские культы богов характеризовались «безымянным почитанием или немым поклонением». Сущность бога и его деяния передавались с благоговением описательно, без упоминания подлинного имени божества.

При вхождении в пантеон нильских меламподов чужеземные безымянные боги получили имена. Соответственно древним африканским представлениям, таким образом было достигнуто господство над ними колдунов, чародеев, заклинателей и жрецов.

Позднее имена богов узнали в Египте пеласги и занесли их на острова и побережья Эгейского моря.

Однако в самой долине Нила сохранялись ономастические следы носителей индоевропейского праязыка и его диалектов до времени их фиксации античной традицией. Заметили этот феномен еще древние.

У Плутарха, рассматривающего божественные имена египетских богов, имеется примечательное рассуждение на этот счет: «…бесчисленное множество других слов, которые ушли в изгнание вместе с перекочевавшими из Эллады людьми, до сих пор сохраняются и живут как иноземцы среди чужих народов, и тот, кто называет их глотта-ми (глоссами), ложно обвиняет поэзию, употребляющую некоторые из них, в варваризме» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, гл. 61).

Кроме индоевропейских богов, в процессе исторического развития египетской религии в состав сообщества египетских божеств попали и некоторые семитские божества — богини Анат и Астарта, бог Баал. Их культы были занесены в Египет в период господства «иноземных царей» — гиксосов — в 1650-1550 гг. до н. э. В те неспокойные времена в долину Нила вторгся из Леванта могучий союз племен, различных по происхождению и языку.

Под властью гиксосов были объединены семитоязычные и индоевропейские племена (из последних преобладали носители арийских диалектов, родственные персам и индийцам). И если для семитов Египет был «чужой» страной, то для арийцев, предки которых некогда обособились на берегах Нила (г. Хеммис), водворение в Египте стало возвращением к истокам, своего рода реконкистой утраченного наследства.

И хотя господство гиксосов было непродолжительным и распространялось преимущественно на Нижний и Средний Египет, оно вновь привнесло нечто новое в культуру и религию египтян.

* Путь Ио и куретов из Индии в Египет через Аравию и Эфиопию кажется совершенно невероятным, однако именно на этом пути остались языковые следы контактов праиндоевропейского языка с прасемитским (и шире с семито-хамитскими). Примерами подобных языковых взаимодействий является ряд теонимов (имен божеств).

Ономастическое обоснование

Астарта — имена мужских и женских олицетворений планеты Венеры (саб., маин., катаб., зап. семит. Astar, Istar; ханаан. Astart, Astoreth, аккад. Istar, хадрамаут. Astaram), как правило,верховных божеств плодородия и орошения, любви и продолжения рода, защитников и заступников, воителей, совершенно неотделимых от др.-греч. имен Аатерих, дочь титанов Фебы и Коя, Аатраюс, (сын Эврибии Понтиады и титана Крия, отец ветров и звезд от Зари-Эос), Астерюс, (имена священных критских царей), формально производных от основ … — «звезда, созвездие».

Ср. также гидроним Аатраюс, во Фракии, гидроним на Зап. Кавказе AateXetpoq.

Сохранение в герм. Stern, star, др.-инд. Тага, арм. astl, astel, лат. Stella и прочих продолжений общеиндоевропейской праформы (*ster-/*stel-) делает весьма вероятным преимущество индоевропейской праформы перед семитской.

Баал — широко распространенный сакральный термин Ba’al, Be’el, Ba’l, Be’l, Ba’lu в западно- и восточносемитских языках со значением «владыка, господь» имеет, вопреки распространенному мнению, индоевропейскую праформу *Ьа1 — «владыка, военачальник, государь, царь, военное господство, власть, армия, войско».

Ср. дакийск. -balus, -belus (Decebalus, Decebelus — «владыка народа даков»), фракийск. формы -ли- на — fkcXoc,, balus, (kxXtic,, рЧхХц, fkxXiov, poXXov, balli, имена людей и богов ВаХсц, ВоЛт|с» ВаХеос, (Jupiter), ВоЛц (Dionusoj); фригийск. гидроним Вг|Хос» ононим ВоЛ(Х)т1Уаюу, фригийский административный термин «царь» — po&(X.)Tiv; др.-греч. мифологич. имя Вт|Хос, — сын Ливии от Посейдона; др.-инд. bala «сила, власть, военное господство, армия, войско»; bala-pati «военачальник»; bala-da — «бык»; и bala — «юный, молодой; мальчик, подросток; только взошедшее солнце»; bala-candra — «молодой месяц»; наконец, имя собственное Ball — «сын Вирочаны, внук Праглады, правнук Хира-ньякшипу, праправнук Дити и Кашьяпы, владыка дайтьев, убитый Индоой» или «царь ванаров, убитый Рамой».

Весь совокупный индоевропейский лексический материал опровергает мнение, ставшее аксиомой,- все индоевропейские формы объявляются результатами заимствования из семитских языков. Богатство семантики индоевропейских форм свидетельствует определенно против этого мнения. Нам представляется реальнее говорить о заимствовании индоевропейской праформы *bal- в некоторые семитские языки.

Лингвистическое обоснование

Вдобавок, за последнее столетие выявлено более сотни лексических схождений праиндоевропейского с прасемито-хамитским. Говорят иногда о семитско-индоевропейских исконно родственных корневых схождениях. Мы сомневаемся в ностратической природе этих языковых явлений, но некоторые из них приведем для подкрепления тезиса о прохождении носителей индоевропейского праязыка через ареал семито-хамитских прадиалектов.

  • «1: араб, ‘alya — «курдюк, его жир» — *а!-: лат. alo — «кормлю»;
  • mr: геез. «amir — «день» — *ат-: гомер. тцхор — «день»; s: геез. esat — «огонь» — as-: хетт, hassi — «на очаге»;
  • hw: араб, hwl — «предоставлять, защищать» — *аи-: др.-ирл. con-oi;
  • ht: араб, htw — «шагать» — *at-: др.-инд. ghati — «шагает»;
  • hi: геез. htw — «гореть» — *at>: авест. atar — «огонь»;
  • q(w): араб, qq — «заставлять изливаться дождем» — *eku-: др.-сканд. Hegir — «бог моря»;
  • 1: пальмир. ‘It — «алтарь» — *al-: altius, altaria — «выше, алтарь»;
  • пг: др.-евр. паг — «юноша» — *jer-: праслав. *jara — «весна»;
  • hw(j): араб, hwj — «желать, любить» — *аи-: лат. aveo — «страстно желать»;
  • *shr: араб, sharu — «бодрствовать» — ser-: литое, syrgti «охранять»;
  • *gwr: араб, gwr — «погружаться» — wer-: др.-сканд. van — «жидкость»;
  • *hjw: геез. hjw — «жить» — *aiu-: др.-греч. auov — «продолжительность жизни»;
  • *rwh: араб, ruh(un) — «душа, жизнь»; глаг. rwh — «ходить, уходить, возвращаться» — *reuH /rewe-: авест. ravah — «пространство»; лат. rus «деревня, поле»;
  • *rhb: др.-евр. rhb — «душевное волнение» — и.-е. *rabh-: др.-инд. rabhasah — ‘бурный’; лат. rabies — «бешенство»;
  • Вероятными представляются такие сопоставления следующих индоевропейских слов и семито-хамитских:
  • 1. др.-инд. 9rad — «вера, доверие»; араб, sart -«предварительные условия, оговорка»;
  • 2. др.-инд. уа — «который, какой»» аккад. ау(у)и — «который, какой»;
  • 3. др.-инд. tad — «этот, тот»; араб, ta, ti — «этот, эта»;
  • 4. др.-инд. abhi-; фрак, bi- префикс; араб. Ы- — «в, у, на, с»;
  • 5. др.-греч. kai; лит. kai; др.-инд. са и араб, ka — «как»;
  • 6. др.-инд. va — «или»; лат. ve; араб, aw — «или»;
  • 7. др.-инд. та — «не» араб.; та — «не»;
  • 8. и.-е. *septm — «7», пракрит, satta; араб, sitta — «шесть»;
  • 9. др.-инд. eka — «1», ekada — «однажды»; др.-евр. ehad — «один».

Список можно значительно расширить и довести общее количество схождений до двух-трех дюжин достаточно убедительных примеров.

Примечательно сохранение в заимствованных формах рефлексов протоиндоевропейских ларингалов (типа h), что свидетельствует о контактировании праязыков в глубокой древности.

Очевидно также, что эфиопо-арабские формы тяготеют к ин-доарийскому прадиалекту.

** Из Эфиопии путь телицы Ио и следовавших за нею куре-тов пролегал от верховьев Нила до его свободного течения ниже порогов. В долине Нила сохранялись ономастические следы носителей индоевропейского праязыка и его диалектов до времени их фиксации античной традицией. Заметили этот причудливый феномен еще древние.

Ономастическое обоснование

Привычное всем наименование длиннейшей реки мира Нил (др.-греч. NeiXoc,; лат. Nilus) восходит к др.-инд. прилагательному anila «черный, иссиня-черный, лиловый», соответствуя др.-егип. наименованию Египта *Ta’Kima(t), ктре — «черная страна». Имеется в виду цвет иловых наносов Нила в отличие от охристых тонов («Красной земли») окружающей пустыни.

  • Др.-егип. имя Нила Hpi (*Hapi) восходит к индоевропейскому «ларингальному» прототипу *H(e)pi-, лежащему в основе др.- греч. имени Атс,,- i5o; — одного из первых царей Пелопоннеса. Отметим датировку фиксации др.-егип. имени додинастической эпохой и присущий ему ранний синкретизм олицетворения реки Нила с олицетворением Птаха, быком Аписом, происхождение культа и имени из области Мемфиса.
  • Др.-егип. имя божества святой земли, полей удовлетворения (т. е. загробного царства) Акер, также додинастической эпохи ‘kr, возводимо к индоевропейскому *(H)agr-os — «поле, пашня».
  • Др.-егип. имя богини города Бубастиса Bstt [*basti(t)] — рефлекс индоевропейской праформы bast-a< bhndhtos — «связанный». Этот эпитет носила богиня вязки и размножения животных Артемида, известная в Эгеиде под именем Веубц,- гбос, = ApreuAi;- Ziyyux «Артемида вяжущая». Напомним, др.-егип. богиня Баст отождествлялась в эпоху эллинизма с Артемидой, а ее священное животное — кошка — являлась зримым образом сезонной вязки животных. В свете имени *Basta получает особые коннотации этноним прикарпатского региона Bastarnae, Basternae — не просто «отпрыски связанных (рабов?)», а «отпрыски богини Артемиды».
  • Др.-егип. собирательное имя класса божеств Bes соответствует фрак, этнониму Btiaooi, Bessi, прасл. *ЬЪзъ.
  • Др.-егип. имя важного бога египетского пантеона Гора — Hr’p’hrd [Harpokrates], Hr’s’st [Harsies], реконстр. Перепелкина, Наг(а) восходит к индоевропейскому jor-:jer- — «жаркое время года, лето», ср.: др.-греч. Нра (Гера, супруга Зевса), Wrai (Горы, или Оры, дочери Зевса, времена года), одно из «запретных» имен Зевса — Герое Нрох; (Нрон Перкошег).
  • Др.-егип. эпитет Уир, Уэр — Гора-Сокола — Hr.wr.[*har-wer-] Гор-Великий сопоставим с др.-инд. vara m. — «множество, масса; толпа».
  • Др.-егип. термин k’ [ku’J — «душа-двойник» — сопоставим с др.-инд. ka — «душа; тело; время; солнце; радость, веселье; вода; голова»; имя собств. нескольких богов.
  • Др.-егип. теоним Gbb [*gib(b) // keb] сопоставим с основой имени родоначальника персидских царей Ктдо-ехх; («происходящий от *К.еЬп-‘а»).
  • Др.-егип. имя богини R4 (производное ж. р. от R’), родившей Солнце (Rv[*RPa]), жена фиванского бога Монту, сильно напоминает др.-греч. эпитет Великой матери богов — Pea, Рейх, РШ1, лат. теоним Rea Silvia.
  • Др. егип. имя бога Гефеста Ptah сопоставимо с др.-инд. формой pita «отец», восходящей, в свою очередь, к индоевропейскому *p.ter. Мемфисский бог Птах в ряде мифологических космогонии выступал как демиург, муж и отец. Город, выросший вокруг святилища Птаха, назывался по-египетски Ht.k’.Pth — «стена Духа Пта» [клинописи. *Hi-ku-pta, др.-греч. Ai-уи-тио^], и этим именем стала обозначаться вся страна.
  • Др.-егип. главный бог додинастических Фив Монту — M[a]ntw удивительно напоминает лат. mons,-ontis — «гора, возвышающееся место, высота».
  • Др.-егип. имя бога Сета Swth, Ет|в сопоставимо с широкоупотребительным фрак, именем ?ei)ftnc, с невыясненной этимологией. Однако явно индоевропейский облик корневой огласовки -еи-позволяет реконструировать праформу seu-to-s — «отжатый (сок), выжатая жидкость».
  • Др.-егип. ih’t, (*io) восходит к индоевропейскому прототипу *ieu-, лежащему в основе др.-греч. имени Ico (ср. др.-инд. ум-, yoni).
  • Др.-егип. сакральный знак inh [anh; onh] «дыхание жизни» сохраняет праиндоевропейский (еще с ларингальным звуком) корень *апН-, представленный др.-греч. avejioi; — «ветер, дуновение» и лат. anima «душа»;.
  • Др.-егип. имя Mnw, засвидетельствованное в раннединасти-ческий период, может восходить к индоевропейской праформе лат. глаг. корня e-min-eo — «выдаюсь, выступаю, возникаю, появляюсь».
  • Др.-егип. имя города ‘bw [*ebou-, ebu-], EXeqxxvui;,- i&x; (город Слоновой Кости), ср. др.-инд. ibhah — «слон»; abhia — «чудовище, страшилище»; лат. ebur — «слон; слоновая кость»;
  • лр.-греч. eX-eq>-avt-05 — «относящийся к слону»; el-af-oj — «олень»; хетт. 1-apha — «слон». Согласимся с мнением Гам-крелидзе и Иванова об исконности индоевропейской формы.
  • Др.-егип. имя «город» ‘bwd(w) [* ‘Abud], копт. EfkoT, восходит к индоевропейскому топониму AjJwooc, в Геллеспонте, рефлексу индоевропейского *ab- — «море» или приставке *abh(i)- — «поблизости, рядом, вокруг», и корню *ud- — «вода».
  • Др.-егип. имя города Фивы Wst (лр.-греч. транслитерация позднего произношения Оооц, — ecoq [*wase-] сопоставимо с др.- инд. словом vasa «обиталище, жилище, дом». Греческое слово Оазис, отнесенное Геродотом к оазису Харга (из копт, ouahe — «котловина, низменность»?), стало позднее нарицательным именем;
  • Др.-егип. имена городов Гермонтис и Гелиополь ‘Iwni и ‘Iwnw, богини города Гермонтис ‘Iwnwt [un-/on-] сильно напоминают лат. имена Juno, Junona (супруга Юпитера) и соответств. имя этрусской богини Uni. В основе др.-егип. имен лежит, вероятно, некая индоевропейская праформа *jun-, сопоставимая с др.-инд. yuni — «молодая женщина, юная девушка» ср. лат. iunix — «телка», прислав. *junica — «юная, молодая, телочка». Нельзя исключить и коннотацию с др.-инд. yoni — «лоно, матка, чрево; род, родина, происхождение». Др.-егип. значение «город обелисков» является поздней подменой исконного значения «город Телицы». Напомним, круг из камней (кромлех), окружавший вертикальный каменный столб (менгир), составлял основу др.-инд. пары yoni-lifiga — символы бога Шивы и богини Деви. Не здесь ли обретаем прототип идеи египетских обелисков?
  • Др.-егип. имя полей тростника I’rw сопоставимо с именем города на о. Родос (ЬхХшос,) и мифологическими полями Элисия (EXvaioi aypoi), которые оказываются прототипами др.-инд. мифологического представления о полях камыша в царстве теней умерших.
  • Др.-егип. имена божеств-покровителей городов Гермополя и Фив imn(w) [некогда ‘Yamana, позд. *Amana, Aman-, Amen;
  • Amon; Amun]; imwnt [*Yamauna(t)] — «невидимый, незримый» сопоставимы с др. инд. теонимами Yama — «родственный, двойной, близнецы; Бог Смерти и Правосудия»; Yamuna f. — «сестра Ямы, дочь Сурьи, олицетворение реки». Ср. др.-иран. образы Yima, Yimak; лат. gemini — «близнецы». Др.-егип. значение «незримый, невидимый» напоминает семантику др.-греч. Ai5T)<; [*a-vida- — «невидимый»]. Развитие значения Yamuna > Jamna (река) возможно в местности Гермополя, расположенного между двумя руслами Нила.
  • Др.-егип. наименование храмовых комплексов близ города Фив Карнакского (др.-егип. ipt. ‘swt; араб. Tpet-Sut) и Луксорского (др.-егип. ipt; араб. Tpet-Resit) (ср. др.-егип. имя собственное Jmn. m. ipt (Amenofij) «Амон-в-Апе») сопоставимы с др.-греч. именем титана Гаяетос, в том случае, если праформа была др.-егип. ipt [*yapat > *apa(t); ope]. Сюда же отнесем и др. евр. мифологическое имя сына Ноя Yapheth. He исключено, что имя города 1ор(р)е, 1ор(р)а, совр. Yaffa также является рефлексом индоевропейской праформы егип. Jpt.
  • Др.-егип. имя богини — ‘st [* ‘ese(t), ‘isi(t) ] — «место, трон» сопоставимо с др.-инд. is- — «владеть, властвовать, управлять», is «властитель, владыка», isa — «Владыка Шива», isa f.- «сила, мощь, могущество». С учетом странствий Исиды, предполагаем давнюю контаминацию с др.-инд. глаголом is-; esati, isyati — «желать, искать, требовать; идти, приводить в движение»; aeecm. isa(i)ti;
  • Др.-егип. имя бога Осириса *wsiri может являться метатезой др.-инд. isvara — «господин, повелитель, хозяин, владелец, бог всевышний, супруг; Владыка Шива». Напомним, имя Осирис не имеет уверенной др.-егип. этимологии, а генезис мифологем Исиды и Осириса покрыт тайной.
  • Др.-егип. имя сестры Исиды, богини Небтхо «Владычица основания постройки или дома» от др.-егип. nbtht [nibt-ha; nebt hu]; др.-грен, передача Нефтис,, -г>8ос,, сопоставимо с индоевро-пейским *nep(h)tis «внучка, племянница, потомок-женщина». Употребление сходного термина родства известно в лат. Neptunus (< *nepots — «племянник, внук, потомок»).

Лингвистическое обоснование

Выявлено также некоторое число индоевропейских — др,-егип. лексических схождений (преимущественно среди местоимений, союзов и имен), являющихся, по нашему мнению, заимствованиями и инфильтратами:

  • др.-инд. vayam — «мы», хетт.-лув. wi — «я» — др.-егип. wy — «я»;
  • др.-инд. ta(d) — «этот, тот» — др.-егип. t’ — «эта»;
  • др.-инд. са; др.-греч. kai — «и, также» — др.-егип. k’ — «так, тогда»;
  • др.-инд. anta — «передний край», anti — «перед», лат. ante — «перед», хетт, hanti «перед» — др.-егип. hant, hanti, hante — «перед»;
  • др.-инд. Rama — «черный», лат. Romulus и Remus, цыган, самоназвание rom, romale — «человек, люди, род, племя» — др.-егип. r(m)t [rama], копт, rwme — «мужчина, человек»;
  • фрак, -para, per-na, ber-na; лид. bira; хетт.-лув. pit, parn(a) «дом, жилье» — др.-егип. pr [*par(a); pu(r), per-] — «дом» (Фар-и,ог>в1, Фар-Pai8xtr|i; vopxx;, Puramij, библ. Фараю — «Великий Дом»).

Богатство и широкий разброс индоевропейских форм по разным языковым ареалам и ограниченное хождение соответствующих форм только в ареале древнеегипетского языка позволяет предположить скорее их заимствованную природу в древнеегипетском языке, то есть подтвердить исконность и первичность индоевропейских праформ.

Вновь преобладают индоарийские прототипы др.-егип. форм. Отчетливо проступают также особые изолексы, связывающие древнегреческий мифологический лексикон с древнеегипетским.

Источник: «Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»

[adsense_id=»2″]