Словарь символов: ДВОЙНОЙ ТОПОР

with Комментариев нет

ДВОЙНОЙ ТОПОР (греч. лабрис, восходит к догреческому слову) — топор с симметрично расположенными по обе стороны топорища лезвиями. В качестве рабочего инструмента им пользовались плотники, в качестве боевого оружия (у Гомера) — противники эллинов. Он имел особое значение как культовый символ первоначально, вероятно, в виде отшлифованного каменного топора и, согласно Р. фон РанкеГравесу, сначала подчинялся титаниде Рее, позже был узурпирован олимпийскими богами и в виде палицы грома приписывался Зевсу.

Двойной топор на голове быка. Античный каменный орнамент. Греция эпохи расцвета Микен
Двойной топор на голове быка. Античный каменный орнамент. Греция эпохи расцвета Микен

Перед этим он имел большое значение в культе минойской культуры на острове Крит, причем два его изогнутых в виде полумесяца лезвия позволяют судить о нем как о символе Луны, а также указывают на «обоюдоострый характер любой власти. Знаки двойного топора возможно как свидетельство божественной защиты зданий, вырезали на каменных плитах древне критских дворцов. Само оружие происходит, по всей вероятности, из Малой Азии и часто изображается в руках мифических амазонок. В новейшей феминистской литературе оно увязывается с фазами Луны и матриархатом, властью матери. Позже он стал инструментом для жертвоприношения животных, а во времена римлян его носил в качестве атрибута бог воинов Юпитер Доликенус.

Верхняя часть палицы в виде двойного топора. Такие палицы используются в танцах в честь бога грома Шанго. Народ йоруба. Западная Африка
Верхняя часть палицы в виде двойного топора. Такие палицы используются в танцах в честь бога грома Шанго. Народ йоруба. Западная Африка

Этрусский демон смерти Хару (Харун) носит подобный знак отличия, о котором приходится говорить скорее как о молотке. Церемониальные булавы западноафриканского народа йоруба, которые носили на танцах в честь бога грома и молнии Шанго, формально также напоминают о двойном топоре древних культов Восточного Средиземноморья. Это справедливо также в отношении культового предмета бога молнии и грома Чангу в афробразильском ритуале «Кандомбле», деревянного двойного топора «оксе», причем культы народа йоруба в измененном виде продолжают жить в Новом Свете (Э. Каспер, 1988).

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.