ДОМ

with Комментариев нет

ДОМ — с конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и ЧаталХююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 г. до н. э. Таким образом, дома появились задолго до возникновения собственно городской культуры, до настоящего животноводства и земледелия. Дом стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной.

Еще до изобретения гончарного производства на Ближнем Востоке сооружались настоящие дома из высушенных на воздухе глиняных кирпичей. В ЧаталХююке в таких домах были выделены места для совершения культа и погребений (под настилом пола). В речевых оборотах «дом» зачастую обозначает человека («надежный дом», «толковый дом»), его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов) и т. п. Церковь является «домом Божьим» (см. Башня), могила «последним или вечным домом» (лат. ёотш ае1егпа) вплоть до Страшного суда (см. Конец света).

Дом. Этрусская погребальная урна для пепла как символ дома умершего. Терракота, ок. 780 г. до н. э.
Дом. Этрусская погребальная урна для пепла как символ дома умершего. Терракота, ок. 780 г. до н. э.

Во многих малоисследованных культурах дом является местом заседаний сословных или групповых советов, совершения празднеств и ритуалов, например мужской дом обрядовых союзов, дом возрастных классов (Тамба ран на Новой Гвинее), или «большой» (общий) дом как символ племенного союза и единства у ирокезов, причем по своей архитектуре такое здание является центром и памятным знаком союзного образования.

Дом является важным символом в глубинной психологии, например при толковании сновидений: «Серьезные сны говорят лишь о доме… Что происходит «в доме» — происходит внутри нас самих. Мы сами часто являемся домом. Конечно, известно, что фрейдовская психология соотносит домсимвол с женщиной, женой, матерью, и притом в некоем сексуальном или акушерском смысле. В сущность дома вложено больше женственноматеринского, чем мужского. И все же каждый сновидец может сам являться благоустроенным, опустившимся, старым или обновленным домом» (Э. Эппли).

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.