Словарь символов: ДИКИЕ ЛЮДИ (ДИКАРИ)

with Комментариев нет

ДИКИЕ ЛЮДИ (ДИКАРИ) играют значительную роль в традиционной символике и геральдике. Они считаются олицетворением необузданной природы перед захватившими землю культурными людьми и поэтому часто сравниваются с великанами. Им нередко также приписывается сверхчеловеческое могущество. Классические представители диких людей — сатиры, силены и фавны античных легенд, а также бог природы Пан. В Библии «мохнатые» обозначаются как полевые черти. Сходные человекообразные (полуживотные) образы можно встретить и в индийских легендах, как и в легендах народов Центральной Азии.

В последнее время часто дискутируется вопрос, не является ли это голой проекцией неосознанных представлений (речь идет о воплощении необузданных жизненных влечений), символизирующих своего рода «страсть к свободному выражению желаний», или разновидностью древней традиции удерживать воспоминания о доисторическом образе жизни. Кроме того, высказывались гипотезы, что в отдаленных областях могут сохраниться еще не вымершие пред и раннечеловеческие формы, например потомки человека прямоходящего или неандертальцев, поводом к чему явились все вновь и вновь всплывающие слухи о Йети, алмасти, снежном человеке и т. п. Случайно обнаруживаемые следы ног как будто придают этим неуловимым существам налет реальности.

Гипотезы сторонников эзотерического знания приписывают им существование между оккультным образным миром и «жестокой реальностью». Но, согласно воззрениям исследователей религии, речь идет о еще не исчезнувших из памяти человечества представлениях о лесных и кустарниковых духах — защитниках природы, которые в лесных и т. п. местностях могут вызвать у людей, находящихся в состоянии внутренней прострации типа стресса, возбуждения, одиночества, видения или галлюцинаторные образы волосатых, обезьяноподобных диких людей.

В геральдике «дикий человек» изображался прежде всего как щитоносец, например в общепрусских гербах. Он был отчеканен на монетах герцогов БрауншвейгЛ юнебургских. В средневековом сборнике новелл ‘Теста Ро манорум» (ок.1300) дикари в своих устрашающих образах, названные также «чудовищные и уродливые», воспринимались как стилизованные прообразы людей, которые в своей совершенной форме лишь склонны к самодовольству. Соба коголовые люди, или кинокефалы, которые говорят с лаем и одеты в «звериные шкуры», считались символами кающихся, которые «должны покрыться звериной шкурой, т. е. ужесточить покаяние, чтобы другим дать хороший пример».

Дикие люди: Танцующая лошадьсилен. Живопись на греческой вазе, ок. 450 г. до н. э.
Дикие люди: Танцующая лошадьсилен. Живопись на греческой вазе, ок. 450 г. до н. э.

Негативным примером служат, напротив, «люди с рогами, с курносыми носами и козлиными ногами. Это — высокомерные, которые повсюду показывают рога своего высокомерия; для личного благополучия у них слишком мало благоразумия, поэтому в скачках заносчивости они имеют ноги козлов. Всетаки коза быстра в беге и ловка в лазании, этим оборачивается высокомерие!» Образцы для иного толкования подобных образов есть в далекой Индии: «Женщины с бородами, покрывающими грудь, при полностью лысой голове.

Дикие люди: Лесной человек и его ребенок. Резьба по дереву. Ганс Шойфелайн, ок. 1520 г.
Дикие люди: Лесной человек и его ребенок. Резьба по дереву. Ганс Шойфелайн, ок. 1520 г.

Это справедливые люди, которые соблюдали праведный путь учения, их не могли заставить отказаться от него ни любовь, ни ненависть» (вероятно, потому, что из-за своей странности они не испытали искушения предаться плотским удовольствиям, как это рассказывается о легендарном св. Куммерне, а также Вильгефортисе или Либораде). Двойственное в моральном плане толкование дикарей привело к тому, что они сильно отдалились от своего прототипа — веселых природных существ, сатиров, фавнов, Пана, силенов и т. д. или троллей в скандинавских сказаниях, и в противоположность этому могли стать символом естественной жизни, далекой от той невоздержанности, от которой погиб Содом.

Дикие люди: Силен. Вильгельм Буш
Дикие люди: Силен. Вильгельм Буш

Гравюра на дереве Ганса Шойфелайна (Нюрнберг, начало 16 в.) содержит текст Ганса Сакса с «Плачем диких деревянных людей о вероломном мире»: «Как непослушна юность, так и недобродетельна старость, как бесстыден женский вид, так и мужской слишком дик»; следовательно, в противоположность этому даже дикари, которые живут в нецивилизованных областях за пределами человеческого мира с его порочными нравами, выглядят совершеннее. В глубиннопсихологическом отношении такие существа ассоциируются с лесными дебрями, которые составляют «нерасчищенную» и «необработанную» часть человеческой личности.

Дикие люди: Цивилизованный сатир. Обри Бердсли (1872— 1898)
Дикие люди: Цивилизованный сатир. Обри Бердсли (1872— 1898)

Э. Эппли замечает в этой связи, что символика сновидений подобную сферу большей частью характеризует как опасную, «ведь мы не должны ни быть лесными людьми, ни стремиться снова стать ими, а также карликами и гномами. Даже самый набожный отшельник, никогда не покидающий своего зеленого убежища и бедной хижины и замыкающийся в свое одиночество, теряет свою человечность, становится даже деревом и старым животным, становится лесом и всего лишь природой». Соответствующее основное значение имеет понятие «дикая (глухая) местность», «заросли» в китайской традиции; внешний мир есть некультивированная область, а «дикарь» — варвар, вообразивший себя живущим в когдато широко разросшихся лесах. Разбойники назывались «людьми зеленых лесов».

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.