БОРОДА

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

БОРОДА — признак возмужалости. Бородатыми всегда изображались герои, цари и боги, если только их не хотели изобразить в виде юношей. Египетскую царицу Хатшепсут часто изображали, чтобы обозначить ее функцию, с искусственной эспаньолкой. Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, как, например, у северояпонского пра народа айнов. В Древнем Китае отличительным знаком храбрости и силы считалась красная борода. Хотя у китайцев от рождения борода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужчин всегда изображают с бородой. У аборигенов доколумбовой Центральной Америки рост бороды наблюдался также редко, однако некоторым богам ее приписывали, например Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. «змей, покрытый перьями»). В культурах Южной Америки андского пояса также встречаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоидными пришельцами. В античном искусстве кельтывраги почти всегда изображались с усами. На Крите минойского периода мужчин изображали без бороды, однако во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой. В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.

Борода/усы: Реклама фиксатуара для усов, 1911 г.

Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточной церкви бородаты. Западные священнослужители, которые намеренно не хотели подчеркивать свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безбородыми в отличие от членов некоторых орденов и отшельников, которые рассматривали бритье как тщеславие и суетность. В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время способ изображения его с длинными волосами и небольшой бородкой внедрился значительно позже. «Бородатой девой» в христианской легенде называют св. Куммернус (другие ее имена: Вильгефортис или Либора да). Появление этого странного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изображен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие языка паломники считали его изображением девушки, которая отказалась выйти замуж за язычника по приказу своего отца. По ее молитве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец позволил ей креститься («Куммернус» является, повидимому, преобразованным византийским именем «Комненос»). В исламском мире распространена поговорка: «Клянусь бородой пророка»; волосок от бороды Мухаммеда хранится и почитается как реликвия в городе Сринагаре. О том, что в Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись, свидетельствуют такие выражения, как средневековая клятва «своей бородой» («Клянусь честью!»), в то время как «спорить о бороде императора», т. е. о чемто несущественном, предположительно должно было бы значить «спорить о козлиной бороде» в смысле упоминаемого Горацием праздного вопроса, можно ли считать шерстью козлиную бороду или нет.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]