АМАЗОНКИ

АМАЗОНКИ — название мифического народа женщин-воительниц; в современном языке — коллективный символ агрессивной женственности. Античная легенда рассказывает о сарматско-каппадокийской народности женщин на реке Фермодонт, которые периодически вступали в связь с мужчинами соседних племен только с целью продолжения рода, калечили детей мужского пола, делали из них рабов, а сами на быстроногих лошадях, вооруженные стрелами, луками и топориками, совершали военные походы. По свидетельству историка Диодора (Сицилийского), амазонки жили и на Западе Северной Африки, они предпринимали завоевательные походы через Египет в Малую Азию. Греческие мифы рассказывают, что над ними постоянно одерживали победу герои-мужчины (Геракл, Тесей, Беллерофонт и Ахилл), и амазонки из-за своей необузданности должны были умереть. Едва ли можно найти реальный базис для этого мифа, хотя в отдельных древних племенах не было редкостью участие женщин в войне.

Амазонки: Ахилл и умирающая царица амазонок Пенфесилея. Эллинистическая роспись на вазе (фрагмент)

Такие племена зачастую имели и матриархальную структуру, т.е. наследовали имена и землю по материнской линии. Вероятно, сказочное преувеличение такого порядка в обществе, который казался грекам варварским и неестественным, и привело к появлению символического образа воинственных, ненавидящих мужчин женщин. Аттический оратор Лисий (ок. 450—380 до н.э.) изображает амазонок и их судьбу таким образом: «Повелительницы многих племен и своими действиями поработившие своих соседей, они слышали о большом авторитете Греции. Они соединились с воинствующими племенами и предприняли военный поход против Афин. Но так как они все же имели дело с боеспособными мужчинами, то их мужество было ровно настолько высоко, насколько им позволял их пол. Здесь умирали они, получая наказания за свое безрассудство, они придали нашему городу (Афинам) бессмертную славу мужества… Возжелавшие противозаконного чужого (военной славы), потеряли и причитающееся им по праву». Вероятно, речь идет об афинском мифе-предостережении от большого женского влияния в общественной жизни, каким оно виделось в Спарте, причем скудные факты превратились в фантазию о кровожадных женщинах-воительницах (см. Валькирии).

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.

https://lehome.ru/katalog/pufiki/?f_product_color_gray=on.