Александр Великий

with Комментариев нет

[adsense_id=»1″]

Македонский царь Александр III (356—323 до н.э.) является все же больше на Востоке, чем в Европе, символической фигурой храброго полководца и властелина, продвинувшегося до границ существовавшего человечества. Завоеватель Персии и победитель Дария III (мозаика в Помпее с изображением битвы), основатель города Александрии, человек, посетивший храм Зевса-Амона (Юпитера-Амона) около Мемфиса и удостоенный божественных почестей, разрубивший гордиев узел, прошедший до Инда, он будоражил фантазию сочинителей мифов на Востоке и Западе. Во 2 в. до н.э. в Греции появился роман об Александре, популярный еще и в средние века, который приписывал герою и его воинам фантастические подвиги в борьбе против дикарей на краю цивилизованного мира. Роман был поэтически продолжен в средневековой Византии в «Александрийской песне». Его сирийские варианты видоизменили имя героя в персидское «Искандер». «Двурогий» (прозвище Александра) — по атрибуту рога Зевса-Амона, а в исламской Аравии, как, впрочем, и в центрально-азиатской Уйгурии «Зулькарнаи» воспевается в легендарных поэмах. «Жил в древние времена на Востоке (в городе, называемом Мизир) мужчина по имени Зулькарнаи, достигший возраста 1000 лет…».

Александр Великий с бараньими рогами. Монета чеканки Лисимаха

Рассказывается, что он прошел длинный мост жизни, поднялся на высокую гору и (как герой Гильгамеш шумерских мифов) в поисках тайны долгой жизни обследовал глубины моря, заставил расцвести древо жизни, прошел страну сумерков. Он поднялся также на небо в корзине, которую держали орлы. Еврейская легенда упрекает его в наглой заносчивости и сообщает о том, что он все же должен был в конце узнать установленные человеку границы бренности (он умер неожиданно от лихорадки в Вавилоне). В исламских легендах его пути до границ человеческой ойкумены стали символом героя, который совершает там вдали великие дела. От образа Мухаммеда Александр наделяется «чертами набожного и справедливого царя. Его воздействие состоит в исправлении или наказании неверующих… Его величие является незаслуженным даром Аллаха» (Бельтц, 1980). В противоположность этому в сборнике новелл «Геста Романо рум» («Деяния римлян», примерно 1300) главной темой является бренность славы Александра: «Вчера он топтал землю — сегодня она покрывает его; вчера Александру не хватало всего мира — сегодня для него достаточно 3—4 локтя полотна».

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]