АГНЕЦ

АГНЕЦ — ягненок; благодаря своей трогательной «невинности» является символом чистого и доверчивого существа, которое израильтяне закалывали на пасху. Образ божественного пастыря, который ведет стадо в лице своего народа, так же как раба Божьего, которого, как жертвенного агнца, ведут на заклание (Ис 53:7), породил в итоге новозаветный образ «доброго пастыря» Иисуса, который ищет заблудших агнцев.

Агнец Божий на ключе аббатства Клюни, 12 в.

В Евангелии от Иоанна (1:29) Иоанн Креститель указывает на Иисуса, который в качестве «Агнца Божия» берет на себя тяжесть грехов мира. В Откровении Иоанна Богослова (14:1) речь идет о торжествующем Агнце: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе…». Агнец Божий как символ Христа изображается уже в римских катакомбах; Трулльским собором в конце 7 в. было запрещено в византийской иконографии изображать Христа в виде Агнца.

Агнец Божий с нимбом и крестом, символ жертвенной смерти Христа

На Западе, наоборот, торжествующий пасхальный Агнец со знаменем победы над смертью является излюбленным символом воскресения, а в качестве произведения пластики из освященного воска он используется как амулет. Жертвенный агнец является также символом мученичества, например агнец между волками в римской катакомбе Претекстата. В Ветхом завете агнца приносит в жертву пастух Авель, и впоследствии он выступает атрибутом таких святых, как Сусанна и Агнесса (игра слов: Агнесса — агнец), и св. Венде лина, покровителя пастухов. Пасторали барокко слащаво романтизируют профессию пастуха и кокетничают невинностью ягненочка в смысле эротической стыдливости.

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.
Агнец с крестовым знаменем и роза с крестом. «Отметка о праве на издание» Мартина Лютера